понедельник, 29 апреля 2013 г.

Срез по 5 этапу мастер-класса "Алгоритм действий педагога"

Доброго времени суток дорогие участники мастер-класса!

Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он. – Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет». И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал еще: «Сочиню необыкновенную Песню!» Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!» И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много. И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон. Пришел к нему Мудрец. «Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное?» – спросил он. «Да, очень хочу!» – с жаром ответил мальчик. 
«Так подари, чего медлишь?»
«Но что? Все уже сотворено!» И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены...» Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты... » Мальчик продолжил: «Хотел сочинить Песню, но их тоже много...» Мудрец опять прервал его: «Людям не хватает одной единственной Песни, и ее можешь сочинить только ты и спеть ее в Храме том...» «Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?» «Да, – сказал Мудрец, – не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять ее только ты и украсить им Храм твой». Мальчик удивился: «Ведь все уже сделано!». «Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты», – сказал Мудрец. «И что это за Красота, которая выпала на мою долю?».
И произнес Мудрец волшебным шепотом: «Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получат планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую еще не познал никто».
Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»

Вот и проходит 5 этап мастер-класса "Алгоритм действий педагога по организации продуктивного педагогического сотрудничества". Изначально, мастер-класс был задуман, как исследование актуальной проблемы "Почему,  несмотря на достаточный объем теоретических знаний по организации продуктивного педагогического сотрудничества в  реальных жизненных ситуациях мы наблюдаем низкий уровень сформированности практических умений и навыков продуктивного педагогического сотрудничества педагогов с коллегами (родителями, обучающимися)?"Акцент ставился на  размышления участников  по теме "Как организовать продуктивное педагогическое сотрудничество". Это требовало не только активизации идейных мышц, творческого мышления, продуктивного мышления, но и желания участвовать, как активный субъект совместный деятельности. Эта тема не решается в такой короткий срок и требует долговременного проекта. Моя цель была актуализировать ее и показать ее проблемные места. На этом этапе мастер-класса я обратилась ко всем участникам высказать свою точку зрения по теме 

Как правильно организовать продуктивное 
педагогическое сотрудничество?



        Я очень благодарна коллегам, которые прошли со мной этот мастер-класс как одна команда, дополняли друг друга в ответах, поддерживали дружеские отношения и диалог. На этапе Рефлексия, я отдельно выражу благодарность активным участникам. 
Банк идей по организации продуктивного педагогического сотрудничества - это конечный результат, продукт идей нашего мастер-класса. Заполнение таблицы "Алгоритм действий педагога" и будет КОПИЛКОЙ МУДРЫХ РЕШЕНИЙ. Таблицы будут всегда открыты для участников МК.

Дорогие коллеги! Еще раз обращаю Ваше внимание на  ПЛАН ДЕЙСТВИЙ.

Результатом продуктивного мышления нашего мастер-класса является создание (созидание) нового интеллектуального продукта - ПАМЯТКИ ПЕДАГОГУ.  В ее  основе - продуктивность  прохождения участниками всех этапов мастер-класса.


Памятка педагогу
«Как организовать продуктивное педагогическое сотрудничество»

  
Начать думать "Как правильно организовать продуктивное педагогическое сотрудничество?"

Составить активизирующие вопросы:
·                     Какие я ставлю  цели и задачи в организации продуктивного педагогического сотрудничества?
·                     В каких формах может осуществляться продуктивное педагогическое сотрудничество?
·                     Какая  "информация" необходима для понимания  содержания организации продуктивного  педагогического сотрудничества коллегами, обучающимися, родителями?
·                     Что является критериями развития продуктивного педагогического сотрудничества?
·                     Какие я планирую результаты в продуктивном педагогическом сотрудничестве (коллег, обучающихся, родителей)?
При этом следует учитывать, что успех может быть достигнут лишь усердной и постоянной работой, добросовестным отношением к делу. Сначала стать Мастером Своего Дела. Быть готовым к созданию новых ценностей и принятию творческих решений. Научиться сотрудничать с самим собой: принять ответственность за свои действия, научиться жить в гармонии с собой, научиться заниматься своим делом эффективно; сосредоточиться над своим внутреннем содержанием и  чистоте своих помыслов.

Необходимо понимание основных идей продуктивного педагогического сотрудничества:  понимание идей педагогики сотрудничества, принятия сотрудничества как теории, принципа, цели; когда все движимы желанием получить удовольствия от работы, послужить обществу, а вовсе не стремлением сокрушить еще одного себе подобного, понимание, что для сотрудничества характерны: пространственное и временное соприсутствие; совместные цели; организация и управление деятельностью; разделение обязанностей, функций, действий, операций; наличие позитивных межличностных отношений, равноправный характер позиций в общении, конструктивное разрешение межличностных противоречий, понимание и взаимодополнение друг друга в работе.

Мастер, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей обучающегося учиться.
Внутренние условия: педагог должен иметь представление об информации и информационных процессах, владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; устройстве компьютера; уметь использовать информационные ресурсы компьютерной сети; знать и не нарушать  законы об авторских правах на компьютерные программы, соблюдать этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.
Внешние условия: доступ к информации, а значит к знаниям, дают новые возможности для повышения профессионализма и творчества; наличие современной компьютерной техники, высокоскоростного интернета, возможности для обучения. Формирование ИКТ культуры педагога должны проходить через деятельность, которая будет создавать мотивационную среду для их освоения и применения на практике.

Даже самому опытному Мастеру необходимо постоянно совершенствовать применяемые им методы и стиль, систематически анализируя и объективно оценивая свои недостатки, уделять внимание поиску новых, более рациональных форм деятельности. Это особенно важно в условиях модернизации современного образования.
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:
- приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении):- создание на занятии атмосферы защищенности при общении обучающихся с преподавателями;- одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;- одобрение практики обращения обучающихся за помощью к преподавателю или товарищам;- поощрение устных ответов по собственной инициативе;- создание щадящих условий при ответе обучающихся с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;- недопущение действий со стороны отдельных обучающихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.
Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.  Демократический стиль решения педагогических задач. Нестандартное начало занятия вызывает интерес к преподавателю, к тому, что он будет говорить; интересные фразы учителя привлекают, рождают интерес. 
Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать обучающимся (коллегам) силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо. Создать у участников совместной деятельности чувство причастности к процессу выработки и реализации решения к творческому сотрудничеству. 
Метод проблемного обучения.  Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме.
Дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов в ходе рассмотрения учебных заданий. Коллективное и самостоятельное творчество учащихся при поддержке и помощи ᴨедагога. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения. Применение интерактивных компьютерных диалогов, поисковых и проектных методов.
Техники: коммуникативная атака, знакомство с аудиторией, роль психолог.. .Их очень много и они очень интересны.(смотри сайты дидактор, открытый класс и др.).
Моделирование системы контекстных лекций и семинаров, мастер-классов как в системе повышения квалификации, так и посредством приглашения специалистов в школу на педагогические советы, а также организации специальных курсов в вузах. 
Внедрение системы индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам методики обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья, способов распознавания и учета их индивидуальных особенностей и трудностей. Целенаправленное обучение учителей способам диагностики сложностей в развитии учащихся. Методическое обеспечение внеклассной и внешкольной воспитательной работы учителя. Помощь учителю в организации педагогического взаимодействия с родителями учащихся, что предполагает и психологическую, и методическую подготовку. Технический аспект организации не менее важен, поскольку вся наша деятельность опосредована. Если речь о сотрудничестве в сети, то необходимо как можно точнее договориться о пространстве для взаимодействия, инструментах и "архитектуре" участия (общие сценарии работы, протокол участия). Полезно также предоставлять инструкцию по "включению в работу" (где зарегистрироваться, какую программу установить, как оформлять документы и т. п.).
На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме "педагог-ученик" являются: монолог; диалог; дискуссия; полилог. Более продуктивные те, которые построены с помощью современных технологий: веб-сайты, вебинары, дистанционные мастер-классы, квесты и др.
Современные педагогические приёмы, техники очень богаты и разнообразны, а главное, результативны. Все они направлены на развитие субъекта. С доступом в интернет поле деятельности расширилось. Педагогическая дидактика уступает место мультимедийной. Известный афоризм А. Франса “Учиться надо весело, переваривать знания с аппетитом…” широко известен.

Чтобы сотрудничество стало непременно успешным, а не просто формальным соглашением о взаимопомощи, необходимо, чтобы каждая из сторон обладала определенными личностными качествами, а также требуется присутствие иных условий.
Во-первых, необходимо действительное желание всех сторон сотрудничать. В противном случае, действия из-под палки никакого положительного результат не принесут.
Во-вторых, вы должны стать сплоченной командой и действовать в общих интересах. Иначе каждый будет одеяло тянуть на себя, а пострадает от этого общее дело.
В-третьих, каждый из участников должен быть морально подготовлен к содействию:
необходимо, открытости для диалогов, обсуждений, умение слушать и объективно воспринимать чужое мнение, критику;
нужны – ответственность, исполнительность, надежность, самодисциплинированность, быстродействие, умение анализировать ситуацию, делать правильные выводы;
и конечно, требуются – креативность, инициативность, организаторские способности, задатки лидерства.
\Read more: http://berichnow.ru/stati/uspeshnoe-sotrudnichestvo-sovmestnaya-deyatelnost-k-vyigode-vseh-storon#ixzz2RpQIZw6e\

Основные условия конструктивного общения, необходимые для педагогического сотрудничества. Это — во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера; — во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;— в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт. Комплекс этих трех способностей человека становится основой его личностного роста. 

Мастеру необходимо знать,  как создать положительную мотивацию на сотрудничество и диалог
 Созданию положительной мотивации на сотрудничество и диалог способствует  понимание и соблюдение необходимых условий в общении:
  • сотрудничество возможно между дружественными людьми - выстроить личное общение, наличие положительных эмоций и отношений
  • точно ориентировать информацию на партнера, четкая формулировка сути взаимовыгодной работы, понимание, принятие, открытость к точке зрения партнера, правильная постановка вопросов, понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач
  • наличие общей проблемы, осознание невозможности или трудности решить её самому, потребность в знаниях, совете, мнении других лиц
  • показать практическую значимость объекта изучения. Важен настрой, установки, заинтересованность человека на сотрудничество, осознание целей сотрудничества, желание познакомиться с опытом, мнением, знанием другого и поделиться своим, получить совместный продукт качественный и необходимый.
  • богатство и многообразие способов поведения в общении (стремясь к тому, чтобы они рождали у людей доверие, настраивали на сотрудничество)
  • сосредоточенность на самом процессе общения, а не на своих внутренних реакция
  • понимание психологии другого человека (его ценностей, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний)
  • доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им
  • создание обстановки и возможности для успеха каждого участника совместной деятельности
  • соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга, честность (верность) принятым обязательствам
  • вежливый тон обращения, лаконизм изложения, тактичность,  доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, искренность в выражении чувств 
  • создание обстановки коллективного познавательного поиска и раздумий, совместного планирования деятельности
  • применение разнообразных методов обучения в комплексе
 Мастер должен знать, как измерить "продуктивность" педагогического сотрудничества

Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека
Думаю, что для измерения продуктивности сотрудничества нужно применять совокупность показателей, каждый из которых характеризует какой-то компонент его структуры (структура сотрудничества в соответствии с деятельностным подходом):
Продуктом личностного самосовершенствования будут: приобретение стремления и инициативы в организации продуктивного педагогического сотрудничества; потребности поделиться информацией с другими людьми;
самосовершенcтвование системы качеств субъекта (нравственных, духовных, волевых), ощущение себя членом общей команды, оценивание значимости собственного участия в совместной деятельности , приобретение нового опыта общения, новых знаний, умений; проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность; понимание самого себя и другого человека с помощью разума, логики, слова и осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другим.
Создание обстановки коллективного познавательного поиска и раздумий. Понимание и взаимодополнение друг друга в работе. Освоение новых информационных технологий.
Исследовательский проект, методическая разработка, памятка, новая идея, новая ценность, интересное мероприятие (для родителей, обучающихся, педагогов), совместное творчество (картина, коллаж, поделка, танец, песня, сказка...), установление новых отношений, сплоченный коллектив...
Личным вкладом каждого в обсуждении и принятии решений в ходе деятельности, в итоговый продукт. Для этого нужна таблица самооценки по ходу деятельности над каждым этапом.
Продуктом сотрудничества является решенная задача, т.е. количество решенных задач можно рассматривать как показатель. Хотя есть и побочный продукт "хорошее настроение", "усталость от хорошо выполненной работы", однако, померить их очень сложно.
Продуктом сотрудничества является положительный результат решения проблемы, обогащение каждого участника новыми знаниями, умениями, удовлетворение от совместной творческой деятельности, приобретение нового опыта общения, личностное самосовершенствование, самооценка своего участия в совместной деятельности.
В результате СОтрудничества появляется КАЧЕСТВЕННЫЙ и ТВОРЧЕСКИЙ продукт, УНИКАЛЬНОЕ решение проблемы, что отличает сотрудничество от просто продуктивной деятельности. Это тот, трудно уловимый, дух СОучастия, который "оживляет" деятельность, рождает удовлетворение и повышает мотивацию. Продуктивностью сотрудничества на начальном этапе может быть и формирование команды единомышленников для решения конкретной профессиональной задачи, что происходит только при наличии владения КУЛЬТУРОЙ общения(ОС "Школа 2100" рекомендует формировать такую культуру с первого класса на уроках риторики. Очень актуальный и важный компонент образовательной программы).
Измерить продуктивность можно и нужно. Это показатели как эмоционального состояния участников: удовлетворённость продуктом деятельности, радостью общения с участниками процесса. Решение задач поставленных вначале. Планы на будущее, уверенность в том, что и их можно реализовать в совместной деятельности.



В заключении приведу притчу, которая когда-то изменила мой взгляд на жизнь
Притча о красивом сердце

На площади старинного города стоял юноша и с гордостью хвастался своим прекрасным сердцем... И все с ним согласились. Из толпы вперед вышел старик и сказал:
- Твое сердце по красоте уступает "моему". Все взглянули на его сердце. Оно было помято, все в шрамах, края были рваными.
Юноша взглянул на сердце старика и засмеялся:
- Ты шутишь, старик! Мое сердце – идеально! А "твое" – шрамы и слезы!
- Да, - ответил старик. Каждый шрам на моем сердце – это человек, которому я отдал свою любовь – я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. Не все возвращали мне свои кусочки – поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце. И хоть они приносят мне боль, но напоминают о любви, которой я делился.


Я увидела такой смысл притчи: "не надо бояться отдавать, ты от этого не становишься беднее, ты обогащаешь себя тем, что помог кому-то". 







Вы можете связаться со мной по скайпу olgadwir, твиттер, электронной почте olga.dwir@yandeх.ru  






Комментариев нет:

Отправить комментарий