четверг, 25 апреля 2013 г.

Срез по 3 этапу "Модель образовательного пространства"

Доброго времени суток дорогие участники мастер-класса!



Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его.
- О, мудрецы, – обратился к ним царь, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал.- Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве. Кто из вас сможет открыть ее? – спросил царь.Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна.Лишь один визирь подошел к двери. Он внимательно ее рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал ее сдвинуть и наконец резко толкнул ее.О чудо, дверь открылась! Она была просто прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно.Тогда царь объявил:- Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.
Если захотеть, можно изменить себя. Научиться поменьше сомневаться в себе и отбросив сомнения и страхи, просто двинуться вперед, просто сделать первый шаг.

24 апреля мы начали обсуждение 3 этапа мастер класса "Модель образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества"


Совместно разработать Модель образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества и рассмотреть продуктивность ее компонентов


Для обсуждения предлагалось ознакомиться с материалами по ссылке  Этап третий: Модель образовательного пространства   и ответить на 4 вопроса:



Компоненты структуры образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества:

- Ядро пространства-системы (образуют идеи и практика массового сотрудничества: открытости, пиринге, доступе и умении делиться, и глобальном характере деятельности)  + Группа инициаторов ( организованная по формальному признаку группа талантливых профессионалов) создания пространства-системы, с  мотивацией ( Заряженность на "отдачу"+ Субъекты взаимодействия (педагоги, обучающиеся, родители - равноправные строители пространства) + Психологический контакт  (Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие)
- Неравнодушное отношение друг к другу и результату
- Образовательный компонент (обучение и воспитание: учебная деятельность, внеурочная деятельность. дополнительное образование). Еще один круг добавила - Социум: внешкольные учреждения - функции которых - активизировать и развивать человеческие ресурсы. Его можно обозначить  входящими и исходящими стрелками из последнего круга. 
Компонент - наличие Цели и подцелей информационного пространства. Компонент - Направленность информационного пространства.
- Идеи эффективного образования. Дополнительный Круг Субъектов с учетом дистанционного педагогического сотрудничества.
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.
http://www.mindmeister.com/284799671/_  Ресурсы (информационные, материально-технические, учебно-методические...) + Совместное поле деятельности для педагогов (интегрированные курсы, общие проекты, научное общество учащихся. разновозрастные программы, методическая взаимопомощь...) + Сотрудничество с учеником (развивающие технологии, возможность индивидуальной образовательной траектории, индивидуализация и дифференциация образования, личностно-ориентированное обучение...) + Условия успешного сотрудничества (единство целей, осознаваемое всеми участниками образовательного процесса, готовность к открытости, возможность реализации каждым участником его субъектной позиции) + Активные участники (педагоги, ученики, родители, администрация. социум) + Вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс (лектории, тематические собрания для родителей; изучение уровня удовлетворенности родителей; совместные мероприятия с участием родителей; возможность родителей влиять на ход учетного процесса)

2. Что оказывает влияние на организацию продуктивного педагогического сотрудничества с коллегами (обучающимися, родителями)?

Правильная  организация сотрудничества - на равных, партнерскихотношениях субъектов. 
- Психологический контакт - внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность; внешним проявлением контакта является толерантное поведение взаимодействующих субъектов
Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию договориться о совместных действиях. Активные совместные дела педагогов между собой, педагогов и учащихся, педагогов и родителей, в свою очередь, позволяют лучше узнать друг друга, способствуют усилению их влияния друг на друга.
Понимание общечеловеческих ценностей (смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство, творчество, добра, красоты, истины и веры…
- Осознание смысла  жизни в системе координат общечеловеческих ценностей -  в созидании, служении людям, в увеличении в жизни добра…
- Уровень педагогической культуры, профессиональные компетентности, человеческие ресурсы (духовные, нравственные, волевые, интеллектуальные..)
Открытый доступ к информации всем участникам образовательного процесса.
Психологическая совместимость, объединение общей идеей, целью, желание поделиться своими идеями.
Конструктивность. Готовность и умение искать решение, которое удовлетворило бы обе стороны. Для того чтобы действовать конструктивно, важно понимать ситуацию и возможные способы поведения в ней. Недостаток конструктивности заводит сотрудничество в тупик, выходом из которого часто оказывается эмоциональное противоборство.
Творческий настрой, доброжелательность в отношениях
- Мотивация. Сотрудничество должно стать потребностью. 

3. Какие из  перечисленных компонентов структуры образовательного пространства,  могут служить  показателями  продуктивности педагогического сотрудничества? Что помогает педагогу работать на продуктивный результат?
- Конечный результат - продукт зависит от продуктивности деятельности каждого компонента в образовательном процессе. Продуктом обучения и воспитания в образовательном процессе будут приобретенные и расширенные знания, умения. навыки. мировоззрение.
Помогает педагогу работать на продуктивный результат - творческое, продуктивное. профессиональное мышление педагога; необходимые навыки, способности, информация, фантазия; методическая помощь и психологическая стимуляция группы инициаторов образовательного пространства; высокий уровень самоорганизации субъектов образовательного процесса; информационная культура личности педагога.
- Творческие и интеллектуальные способности педагога, профессиональная способность как умение создавать собственный педагогический инструментарий на основе педагогической технологии; потребность быть полезным миру, смелость, решительность, уверенность в себе, позитивный настрой.
Группа инициаторов - двигатели идей, создание и поддержание коммуникации субъектов взаимодействия, активизаторы движения всех механизмов компонентов образовательного пространства.
- Показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:
по взаимопознанию объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;по взаимопониманию понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;- по взаимоотношениям проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;по взаимовлияниюспособность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
Знание и использование принципов педагогики сотрудничества педагогами;  сотворчество;  бесконфликтность; учет индивидуальных особенностей всех участников образовательного процесса; гуманистический стиль общения и взаимоотношений; создание условий для духовно-нравственного обогащения личности; добровольность участия, свобода выбора как формы, содержания дела, так и способов его реализации; создание условий для самоуправления и соуправления в коллективе; коллективная творческая деятельность; создание условия для самовоспитания, саморазвития и самореализации всех участников процесса; равноправные, партнерские отношения;
вариативность педагогических технологий; удовлетворенность всех участников процесса результатами совместной деятельности.
само наличие совместной деятельности и говорит о сотрудничестве: воплощенные коллективно идеи, общие дела.






- Личность педагога, организаторские способности педагога, обоюдная ответственность субъектов образовательного процесса, мотивирующие факторы.
- способность к сотрудничеству с самим собой (саморазвитие, саморганизация, самосовершерствование...), направленность личности на сотрудничество, потребность и умение делиться информацией и опытом; заряженность на "отдачу", коммуникативные компетентности, условия образовательного пространства, эффективные "каналы" поступления и передачи информации, доступные пути входа в образовательное пространство, "включение" активной поддержки со стороны группы инициаторов образовательного пространства...
- Личностные качества: дружелюбие, открытость, коммуникабельность. Опыт владения информационными технологиями, умение договариваться и воспринимать разные точки зрения. Стремление и открытость к сотрудничеству с другими людьми.
Умение и желание обмениваться своими идеями, наработками, умение использовать ИКТ-средства в профессиональной деятельности.
Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплиныпараллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства; одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся; общение через сети связи друг с другом и с преподавателями; использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий; равные возможности получения образования независимо от места проживания.
Учёт интересов всех субъектов взаимодействия, готовность к сотрудничеству и желание, учёт возможностей в т.ч. ресурсных и временных. Обратная связь
Видимо, нужна внешняя мотивация, чтобы сломать консерватизм. Или просто лень?


Замечательная притча «Прораб»

Жил-был Прораб. Он всю свою сознательную жизнь строил дома, работая на хозяина. Долго ли, коротко ли, но стал он стар и решил уйти на пенсию. - Я увольняюсь, – сказал он своему работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со своей старушкой на огороде копаться и внуков нянчить. Устал. Хозяину было жалко расставаться с человеком, которому он много доверял и он попросил его: - Слушай, а давай так – построй последний дом и тогда проводим тебя на пенсию. Ну, давай! С хорошей премией. Пожалуйста! Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки… А прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то менял, чтобы упростить работу, покупал дешевые материалы, потому что так было быстрее. Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя потому, что это был конец его карьеры. Когда работа была закончена, прораб вызвал хозяина.  Хозяин приехал на стройку, осмотрел дом и сказал: - Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся в него. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу. Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он сознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. Как бы то ни было, понимая, что ничто не проходит бесследно, он должен был жить в том единственном доме, который он построил плохо.
Мы все – прорабы. Мы строим наши жизни также, как этот прораб перед уходом на пенсию. Мы не прилагаем особых усилий на наших стройках, считая, что после окончания этой работы наступят перемены, что результаты этой конкретной стройки не так уж важны.  К чему прилагать чрезмерные усилия? Так мы думаем, но в конце нашего пути мы вдруг узнаем, что живем в доме, который мы сами построили. И как только мы понимаем это, мы тут же начинаем жалеть о том, что не строили по-другому. Мы жалеем о том, что неправильно поставили стены, плохо вбили гвозди. Если бы можно было вернуть всё назад, мы бы строили мудрее, но, к сожалению, у нас только одна жизнь, только один проект, который надо было воплощать с начала и до конца так, чтобы результатом можно было гордиться. И всего лишь нужно было помнить о том, что ничто не проходит бесследно!   
Наш дом, в который мы вселимся завтра, строится уже сегодня.   


Вы можете связаться со мной по скайпу olgadwirтвиттер, электронной почте olga.dwir@yandeх.ru  

Комментариев нет:

Отправить комментарий