Доброго времени суток дорогие участники мастер-класса!
2. Что оказывает влияние на организацию продуктивного педагогического сотрудничества с коллегами (обучающимися, родителями)?
Факторы оказывающие влияние на сотрудничество: личная совместимость субъектов, рабочий процесс (удовлетворенность действиями друг друга) , поддержание контакта, новые события, "нарастание процесса глобализации общества, разобщение отдельных его представителей и универсализация прав и свобод человека", особенности темперамента, совместный договор, опыт работы, пространственные расположения, власть, убеждение, дружеские отношения и др.
Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них
возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для
того, чтобы прийти к согласию договориться о совместных действиях. Активные
совместные дела педагогов между собой, педагогов и учащихся, педагогов и
родителей, в свою очередь, позволяют лучше узнать друг друга, способствуют
усилению их влияния друг на друга.
Предлагаю использовать онлайн-сервис Gliffy, с помощью которого вы сможете бесплатно создавать ментальные карты
Материалы, которые помогут вам:
[1] НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕЗАУРУС
[2] Развитие субъектности школьника в условиях гуманизированного образовательного пространства
[3 ]ВИКИНОМИКА Как массовое сотрудничество изменяет всё
1. Словесно или графически представьте план или идею модели образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества (или внесите дополнения, рекомендации в предложенную ниже модель)
Образовательное пространство - "существующее в социуме "место", где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого".[1]
Образовательное пространство - «совокупность условий, обстоятельств, окружающей индивида обстановки,
обеспечивающих реально или могущих обеспечить потенциально присвоение им
социокультурного опыта и на этой основе - развитие его личности» [2]
Проблема: организация образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества ("педагог-педагог", "педагог-обучающиеся", "педагог-родители")
Цель - создание образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества (создание таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия)
Подходы: системный, научный.
Метод: моделирование
Механизмом активизации такого пространства служит "событие" между участниками образовательного процесса ("педагог-педагог", "педагог-обучающийся", "педагог-родитель") в которых ключевым моментом служит их совместная деятельность.
Компоненты структуры образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества:
Ядро пространства-системы + Группа инициаторов + Субъекты взаимодействия (педагоги, обучающиеся, родители) + Психологический контакт
Ядро этого пространства-системы образуют идеи и практика массового сотрудничества: открытости, пиринге, доступе и умении делиться, и глобальном характере деятельности.
Слово «открытость» ассоциируется с честностью, прозрачностью, свободой, гибкостью, экспансивностью, вовлечённостью и доступом. Сотрудничество, публикация информации, пиринговое рецензирование и обмен доконкурентной информацией ... становятся средствами достижения успеха. [ 3]
Организующим ядром выступает образовательное учреждение, профессиональное педагогическое сообщество.
Организующим ядром выступает образовательное учреждение, профессиональное педагогическое сообщество.
В центре находится группа инициаторов ( организованная по формальному признаку группа талантливых профессионалов) создания пространства-системы, с мотивацией ( Заряженность на "отдачу").
Все субъекты такого пространства – равноправные строители пространства.
Внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие.
Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
Принципы организации и функционарования образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества:
- гуманизма и демократизации в общении
- проблемной направленности обучения
- свободы выбора («Сообщите, пожалуйста, мне, когда вы будете готовы к сотрудничеству со мной») [11]
- уважительного отношения к личности
- открытость позиции. Готовность и умение открыто высказывать свою позицию (свои интересы, цели, чувства и желания) [11]
- совместной деятельности и общения ("СО" - согласия, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности...; "ВЗАИМО" - взаимоподдержка, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимоуважение...)
- целенаправленности
- конструктивности. Готовность и умение искать решение, которое удовлетворило бы обе стороны. [11]
- творческого характера развития
- принцип диалогичности и сотрудничества
- культуросообразности
- принцип воспитывающей рефлексии (создание условий для рефлексии субъектами (коллегами, обучающимися, родителями) произошедших с ними изменений)
Критерии эффективности организации и функционарования образовательного пространства для продуктивного педагогического сотрудничества:
- личностное самосовершенствование участников взаимодействия;
- объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;[4]
- понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач...; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;[4]
- проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;[4]
- осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;[4]
- способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания [4]
- ?
В
ходе совместной работы, педагогическом сотрудничестве решаются проблемные учебные задачи.2. Что оказывает влияние на организацию продуктивного педагогического сотрудничества с коллегами (обучающимися, родителями)?
Факторы оказывающие влияние на сотрудничество: личная совместимость субъектов, рабочий процесс (удовлетворенность действиями друг друга) , поддержание контакта, новые события, "нарастание процесса глобализации общества, разобщение отдельных его представителей и универсализация прав и свобод человека", особенности темперамента, совместный договор, опыт работы, пространственные расположения, власть, убеждение, дружеские отношения и др.
Правильная организация сотрудничества - на равных, партнерских, отношениях
субъектов.
Контакт - это условие и следствие продуктивного взаимодействия его субъектов, повышающее эффективность этого процесса и его результата. [4] Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление
искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих
субъектов. [4]
Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. [6]
Понимание общечеловеческих ценностей (смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство, творчество, добра, красоты, истины и веры…
Осознание смысла жизни в системе координат общечеловеческих ценностей - в созидании, служении людям, в увеличении в жизни добра…
Предлагаю использовать онлайн-сервис Gliffy, с помощью которого вы сможете бесплатно создавать ментальные карты
Он поможет нарисовать не только план или идею, но и графики, схемы, диаграммы и даже классическую SWOT-таблицу.
Gliffy не ограничивает нас обычными прямоугольниками: здесь вы можете изобразить свой мыслительный процесс и другими фигурами, от треугольника до звезды (лимит на загружаемые изображения — 2 Мб)Материалы, которые помогут вам:
[2] Развитие субъектности школьника в условиях гуманизированного образовательного пространства
[3 ]ВИКИНОМИКА Как массовое сотрудничество изменяет всё
[5] Педагогическая психология
[6] Общечеловеческие ценности
[6] Общечеловеческие ценности
[8] Алексеев Н. Г., Газман О. С., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Часть I. М., 1995.
[10] Составляем ментальные карты в интернете
[11] СОТРУДНИЧЕСТВО ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
[12] Моделирование образовательных систем в контексте ценностной ориентации социокультурного пространства
[11] СОТРУДНИЧЕСТВО ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
[12] Моделирование образовательных систем в контексте ценностной ориентации социокультурного пространства
В таблицу № 1 внести свои комментарии (ссылки на ответ в блоге, модели, схемы) в каждую колонку по предложенным для обсуждения вопросам, не забывайте подписывать свои инициалы.
Вы можете связаться со мной по скайпу olgadwir, твиттер, электронной почте olga.dwir@yandeх.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий