воскресенье, 21 апреля 2013 г.

Срез по 1 этапу "Осознание проблемы"

Доброго времени суток дорогие участники мастер-класса!


 Притча "Три типа человека"

Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность.
Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок, и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал:
- Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трех.

«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце»

                                                                                                                                 Иоганн Шиллер



 «Я» — это «мы»!

Отношение другого «Я» к моему «я» выступает как условие моего существо­вания. Каждое «Я», поскольку оно есть и всеобщность «Я», есть коллективный субъект, содружество субъектов, «республика субъектов», содружество лично­стей; это «Я» есть на самом деле «мы». Субъект науки — это человечество, субъект речи — это вместе с индивидом и народ (его язык). [1]

«Я» обозначает индивида, но само оно имеет не единичное, не ча­стное значение, относящееся к одному-единственному «я», а всеобщее. «Я» — это общая формула, выражающая структуру сущих, являющихся личностями, субъ­ектами. В эту общую формулу должны подставляться частные значения. Каждый конкретный единичный индивид — это частное значение этого общего «Я». От­дельное, в частности мое, «Я» («Я» данного субъекта) может быть определено лишь через свои отношения с другими «Я». [1]
Солипси́зм (от лат. solus — «единственный» и лат. ipse — «сам») — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм.
Это мировоззрение человека («я» – это я и все существует только в моем сознании")
      

"Обучения в сотрудничестве" - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.




Коалиция от лат. coalitio - объединение  союз, объединение, создаваемые на добровольных началах, для определенной цели.
Принципы коалиции: (некоторые из них)
- принцип главной цели
«Ничто, что на нас влияет, не должно решаться без нас»
- принцип организации взаимодействия (самостоятельность и работа по своим планам)
максимально открытое обсуждение и выяснения всех точек зрения путем их согласования с позиции достижения общей цели

Итак, вчера мы начали обсуждение 1 этапа мастер класса "Осознание проблемы".


Почему,  несмотря на достаточный объем теоретических знаний по организации продуктивного педагогического сотрудничества в  реальных жизненных ситуациях мы наблюдаем низкий уровень сформированности практических умений и навыков продуктивного педагогического сотрудничества педагогов с коллегами (родителями, обучающимися)?






Для обсуждения было предложено ознакомиться с материалами по ссылке 

Этап первый: Осознание проблемы и ответить на 4 вопроса:

1. Какие виды деятельности может включать в себя продуктивное педагогическое сотрудничество?

2. Что включает в себя набор компонентов структуры продуктивного педагогического сотрудничества в соответствии с деятельностным подходом?

3.  Какие из  перечисленных компонентов структуры сотрудничества,  могут служить  показателями  продуктивности педагогического сотрудничества? Что в них является продуктом сотрудничества?

4. На основе  каких компонентов структуры сотрудничества  происходит самосовершенствование субъекта? Что является продуктом личностного самосовершенствования?

Дополнения участников  на 1 вопрос: 
- творчество, игра, труд, проектирование, исследования, рефлексия, 
- групповая работа, общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью (совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение учителя с детьми, девизом  «Действуем вместе!»)
- обучение, общение (обучение в сотрудничестве)
- создание проблемной задачи
- творческие конкурсы, проекты, дисскуссии(очные и сетевые), профессиональные практикумы, форумы, командное (соавторское) участие в конкурсах, проектах
- деятельность всех компонентов структуры сотрудничества (как единый механизм)
- Творчество : театрализация, коллективное панно, как продукт совместной художественной деятельности. Социальная сфера: социально-значимые проекты, например, "Сбережем деревья", "Подарим радость детям - благотворительная акция", концерт для ветеранов и пр.
В обучении: сотрудничество включено во все формы, является ведущим, педагог по ситуации выполняет или роль организатора (Дирижер), или роль помощника ( Фея - помощница)






На втором вопросе возникли затруднения в теоретическом осмысливании структурного анализа деятельности.

В наше время структурный анализ деятельности проводится разными исследователями в разных целях. При этом берутся различные аспекты ее анализа, используются различные типы и наборы основных структурных компонентов. С. Л. Рубинштейн [22] при описании строения деятельности специально акцентирует наличие в ней таких элементов как: мотив — цель — средство — социальная ситуация — результат — оценка. А. Н. Леонтьев в качестве основных детерминант деятельности рассматривает мотив -— цель — условие; эти компоненты структурируют соответственно уровни: собственно деятельности, действия и операции [15]. В. П. Зинченко добавляет в уровневую структуру деятельности также микроуровень функциональных блоков [10]. В.В. Давыдов в контексте анализа учебной деятельности использует следующий набор компонентов: потребность — мотив — задача — способ действия [6][7]; при этом разные компоненты играют разную функциональную роль в уровнях деятельности, действия и операции. Г. П. Щедровицкий в целях анализа деятельности мыслительного типа использует семизвенную компонентную структуру: цель — задача — исходный материал — средства — метод — процедура — продукт [26]. О. А. Конопкин в аспекте исследования саморегуляции деятельности использует такой компонентный набор: цель — модель условий — программа — критерий успеха — информация о результатах — решение о коррекции[11]. В. Д. Шадриков анализирует деятельность как замкнутый контур управления [25] и выделяет при этом следующие основные структурные компоненты: мотив — цель — программа — информационная основа — принятие решения — профессионально важные качества. Г. Е. Суходольский, предприняв чрезвычайно разветвленный и многоаспектный анализ описывающих деятельность понятий [23], выделяет в интересующем нас аспекте «мотивации и функций деятельности» следующие логически соподчиненные компоненты: потребность — направленность —мотив — цель — результат — оценка. [2]
Ясно, что каждый исследователь составляет структуру деятельности в соответствии с принимаемой им научной парадигмой, целями, возможностями и характером его работы. Тем не менее в целой картине компонентного строения деятельности много общего, т. е. объективно необходимого; некоторые категории пересекаются или выражают одно и то же с разных сторон, некоторые представляют собой комбинацию других элементов. [2]
Направленность — определенная функция потребности, мотива и цели;
модель условий — способ представления ситуации для субъекта (Образовательное пространство)
профессионально важные качества — одна из сторон субъекта (Потенциал субъекта)
Из приведенного обзора выкристаллизовывается с учетом целей общего анализа функциональной структуры деятельности следующий компонентный набор: потребность — мотив — объект — цель — предмет — условия среды — средства — состав — контроль — оценка — продукт. [2]

Дополнения участников на 2 вопрос: 
- По Рубинштейну С.Л. - сотрудничество: «...учение мыслится как совместное
исследование ..+ . совместное прохождение того пути открытия и исследования,
которое к ним приводит.»
Субъекты сотрудничества в образовательном процессе (им может быть как отдельный обучающийся, так и их группа, а также педагог) + Мотивационно-целевой компонент (потребности, мотивы, цели в организации сотрудничества;  мотивы сотрудничества могут быть социально-перспективные,практические,познавательные, моральные,мотивы внесения разнообразия в однообразные условия, вызывающие скуку, мотивы общения) + Процессуальный компонент (процесс развертывания сотрудничества) + 
Оценочно-результативный компонент (включает уровень знаний о сущности сотрудничества и его практического опыта; умения сотрудничества; развитие личности воспитанника, включающее формирование стремления к сотрудничеству, инициативы в его организации)
-  Постановка проблемной задачи учителем, прохождение первого этапа при помощи учителя, на следующем этапе учитель не знает решения и ученики помогают ему найти это решение, на этом этапе важна идея решения задачи, учитель имеет больше знаний и есть вероятность, что он сам решит задачу, тогда молчите либо предлагайте как вариант решения задачи. Его основная фраза: "А может быть можно решить и проще, я не знаю?"
- Проблема + Личная заинтересованность в решении этой проблемы +  Поиск путей решения проблемы +  Выбор наиболее рациональных путей её решения
- Наличие критериев деятельности + Наличие общей цели(командная деятельность) + Ролевое распределение участия + Планирование ожидаемых результатов + Результативность(наличие интеллектуального продукта в итоге деятельности) + Реализация интеллектуального продукта в реальной жизненной ситуации + Личный результат участия +  Командный результат участия + Рейтинговая система поощрения.
-  Набор компонентов структуры сотрудничества . на мой взгляд, это все то что помогает (способствует) осуществлению продуктивного сотрудничества: это обязательно человеческие ресурсы, это создание условий, это общая цель, понимание для чего все это и как это поможет мне для получения продуктивного результата.
-  Направленность личности + Потенциал личности + Планирование + Целеобразование + Образовательное пространство + Cостав субъектов  + Психологический контакт + Рефлексивная позиция
структура с точки зрения учителя: планирование работы + формирование групп + руководство работой групп + оценка результатов
структура с точки зрения ученика: получение задания + распределение ролей в группе + непосредственное взаимодействие + индивиуальная оценка + групповая оценка результата

Ответы участников на 3 вопрос: 
- Все компоненты важны в равной степени. Только все вместе они дают картину продуктивного сотрудничества. Показателем может служить так же каждый компонет. Продуктом сотрудничества служит удовлетворённость, желание начать новое дело в том же составе, поделиться с другими радостью общения, планирование новых дел, встреч, закрепление контакта, вера и надежда, что все старались для меня, а я старался для всех.
- Показателями продуктивности мы выделяем компонент структуры сотрудничества Психологический контакт (продукт идей (культуры) совместной деятельности субъектов образовательного процесса). Признаки продуктивности: педагогическая культура в диалоге: взаимопроникновения Я в ТЫ, ТЫ в Я.
- Показателями продуктивности могут также служить компоненты: Направленность личности (продукт личностного самосовершенствования субъектов), Психологический контакт (продукт практических умений и навыков - владение методами и действиями практической организации сотрудничества; продукт личностного саомсовершенствования - формирование адекватной самооценки, совершенствование тех или иных характерологических качеств - проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность; продукт идей (культуры) совместной деятельности - новые ценности)
- Показателями продуктивности могут служить такие компоненты структуры сотрудничества как: Потенциал личности (продукт личностного самосовершенствования:), Образовательное пространство (продукт идей (культуры) совместной деятельности субъектов образовательного пространства - повышение информационной культуры личности;продукт практических умений и навыков - освоение новых информационных технологий; продукт личностного самосовершенствования субъектов - формирование активной и творческой личности)
- Продуктом сотрудничества является решенная задача, т.е. количество решенных задач можно рассматривать как показатель. Хотя есть и побочный продукт "хороше настроение", "усталость от хорошо выполненной работы", однако, померить их очень сложно.
- Продуктом сотрудничества является положительный результат решения проблемы, обогощение каждого участника новыми знаниями, умениями, удовлетворение от совместной творческой деятельности, приобретение нового опыта общения, личностное самосовершенствование, самооценка своего участия в совместной деятельности.
- В результате СОтрудничества появляется КАЧЕСТВЕННЫЙ и ТВОРЧЕСКИЙ продукт, УНИКАЛЬНОЕ решение проблемы, что отличает сотрудничество от просто продуктивной деятельности. В СОтрудничестве присутствует особый "вкус" слияния в общности, ориентированной на достижение единой цели, решения проблемы, когда каждый понимает свою ответственность и чувствует свою значимость в достижении общего результата. Это тот, трудно уловимый дух СОоучастия, который "оживляет" деятельность, рождает удовлетворение и повышает мотивацию. Продуктивностью сотрудничества на начальном этапе может быть и формирование команды единомышленников для решения конкретной профессиональной задачи, что происходит только при наличии владения КУЛЬТУРОЙ общения(ОС "Школа 2100" рекомендует формировать такую культуру с первого класса на уроках риторики. Очень актуальный и важный компонент образовательной программы).
- Все компоненты структуры сотрудничества служат показателями продуктивности: получения опыта сотрудничества, личностного совершенствования, культуры педагога (коммуникативной, информационной, личностной)
Компоненты структуры, которые служат показателями продуктивности педагогического сотрудничества, это: планирование, рефлексия.
по Уварову принципами эффективного сотрудничества являются: позитивная взаимозависимость; индивидуальная оценка результатов учения; максимизация непосредственного взаимодействия учащихся; целенаправленное обучение навыкам групповой работы, этикету кооперации и их обязательное использование; систематическая процедура рефлексии хода учебной работы; сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся.

Ответы участников на 4 вопрос: 
-  Все компоненты совершенствуют личность субъекта. Но если нет установки на работу, нет направленности на сотрудничество, ищет своего, не получится. Но продуктом выделила бы образовательное пространство и направление личности.
 - Сотрудничество — это идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой  деятельности. Показателем продуктивности личностного самосовершенствования мы считаем будет компонент Планирование. Признаками продуктивности будут умение совместно действовать в ситуациях неопределенности и приспосабливаться к ним, укреплять свои сильные стороны, реализовывать вновь открывающиеся возможности, ликвидация внутренних слабостей.
- Продуктом личностного самосовершенствования компонента Направленность личности будут, например, приобретение стремления и инициативы в организации продуктивного педагогического сотрудничества; потребности поделиться информацией с другими людьми.
- Показателями личностного самосовершенствования могут служить такие компоненты структуры сотрудничества как: Потенциал личности - продукт личностного самосовершенствования: самосовершенcтвование системы качеств субъекта (нравственных, духовных, волевых)
- В такой работе очень важно ощущение ребенком себя как члена команды: он так же как и все принимал участие в решении задачи, и победа наша общая, не зависимо от вклада участников, таким образом можно выделить роли ученика в команде и рассматривать позицию в команде как показатель: лидер, исполнитель, генератор идей, сомневающийся
- Продуктом личностного самосовершенствования является ощущение себя членом общей команды, оценивание значимости собственного участия в совместной деятельности , приобретение нового опыта общения, новых знаний, умений.
- Участие в сотрудничестве обогащает индивидуальный опыт, трансформирует(происходит переосмысление) уже имеющийся. Участие в командных практикумах совершенствует навыки и способы моделирования коммуникативных конструкций и их применение. Ролевое распределение деятельности формирует четкую индивидуальную позицию и регулирует деятельность субъекта в общей конструкции взаимодействия. Рейтинговая система поощрения стимулирует активность субъекта, что положительно сказывается и на командном результате(как показателе продуктивного взаимодействия индивидуальностей).
- Все компоненты развивают личность педагога (обучающегося), их творческий потенциал, компетентности.
- Компонент Рефлексия - понимание самого себя и другого человека с помощью разума, логики, слова и осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другим.
В совместной деятельности с другими людьми протекают два процесса - социализация (обретение опыта взаимодействия с другими, усвоение социальных норм) и индивидуализация (приобретение самостоятельности, относительной автономности, осознание своего отличия от других). Идентификация с коллективом (группой) позволяет ребенку выработать ответственность за принимаемые решения, научиться принимать коллективные ценности; обособление ребенка в коллективе способствует превращению его в самостоятельную личность, являющуюся субъектом коллективообразования, обогащающим, умножающим коллектив за счет реализации своей индивидуальности, своего собственного взгляда на волнующие коллектив проблемы.Только через призму восприятия меня другими людьми я могу понять, какой личностью являюсь.Принятие или непринятие ценностей других позволяет выработать свою систему ценностей. 


Притча "Иди вперед"

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды саньясин, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: - Иди вперёд, иди вперёд! Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый саньясин не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом – алмазы, и наконец приобрёл огромные богатства. Не стоит останавливаться в своём движении после того, как достигнешь некоторых целей, ты сможешь достигать все больших и значимых высот.






Список литературы:




Комментариев нет:

Отправить комментарий