Доброго времени суток дорогие участники мастер-класса!
Притча "Три типа человека"
Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых
золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое
значение и ценность.
Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок, и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал:
- Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трех.
Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок, и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал:
- Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трех.
«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце»
Иоганн Шиллер
«Я» — это «мы»!
Отношение другого «Я» к моему «я» выступает как условие моего существования. Каждое «Я», поскольку оно есть и всеобщность «Я», есть коллективный субъект, содружество субъектов, «республика субъектов», содружество личностей; это «Я» есть на самом деле «мы». Субъект науки — это человечество, субъект речи — это вместе с индивидом и народ (его язык). [1]
«Я»
обозначает индивида, но само оно имеет не единичное, не частное значение,
относящееся к одному-единственному «я», а всеобщее. «Я» — это общая формула,
выражающая структуру сущих, являющихся личностями, субъектами. В эту общую
формулу должны подставляться частные значения. Каждый конкретный единичный
индивид — это частное значение этого общего «Я». Отдельное, в частности мое,
«Я» («Я» данного субъекта) может быть определено лишь через свои отношения с
другими «Я». [1]
Солипси́зм (от лат. solus — «единственный»
и лат. ipse — «сам») —
радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного
индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и
отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин
употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм.
Это мировоззрение человека («я» – это я и все существует только в моем сознании")
"Обучения в сотрудничестве" - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
-
По Рубинштейну С.Л. - сотрудничество: «...учение мыслится как совместное
исследование ..+ . совместное прохождение того пути открытия и исследования,
которое к ним приводит.»
- Субъекты сотрудничества в образовательном процессе (им может быть как отдельный обучающийся, так и их группа, а также педагог) + Мотивационно-целевой компонент (потребности, мотивы, цели в организации сотрудничества; мотивы сотрудничества могут быть социально-перспективные,практические,познавательные, моральные,мотивы внесения разнообразия в однообразные условия, вызывающие скуку, мотивы общения) + Процессуальный компонент (процесс развертывания сотрудничества) + Оценочно-результативный компонент (включает уровень знаний о сущности сотрудничества и его практического опыта; умения сотрудничества; развитие личности воспитанника, включающее формирование стремления к сотрудничеству, инициативы в его организации)
Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды саньясин, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: - Иди вперёд, иди вперёд! Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый саньясин не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом – алмазы, и наконец приобрёл огромные богатства. Не стоит останавливаться в своём движении после того, как достигнешь некоторых целей, ты сможешь достигать все больших и значимых высот.
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Коалиция от лат. coalitio - объединение союз,
объединение, создаваемые на добровольных началах, для определенной цели.
Принципы коалиции: (некоторые из них)
- принцип главной цели
- «Ничто, что на нас влияет, не должно решаться без нас»
- принцип организации взаимодействия (самостоятельность и работа по своим планам)
- максимально открытое обсуждение и выяснения всех точек зрения путем их согласования с позиции достижения общей цели
Итак, вчера мы начали обсуждение 1 этапа мастер класса "Осознание проблемы".
Почему,
несмотря на достаточный объем теоретических знаний по организации
продуктивного педагогического сотрудничества в реальных жизненных ситуациях мы наблюдаем
низкий уровень сформированности практических умений и навыков продуктивного
педагогического сотрудничества педагогов с коллегами (родителями,
обучающимися)?
Для обсуждения было предложено ознакомиться с материалами по ссылке
Этап первый: Осознание проблемы и ответить на 4 вопроса:
1. Какие виды деятельности может включать в себя продуктивное педагогическое сотрудничество?
2. Что включает в себя набор компонентов структуры продуктивного педагогического сотрудничества в соответствии с деятельностным подходом?
3. Какие из перечисленных компонентов структуры сотрудничества, могут служить показателями продуктивности педагогического сотрудничества? Что в них является продуктом сотрудничества?
4. На основе каких компонентов структуры сотрудничества происходит самосовершенствование субъекта? Что является продуктом личностного самосовершенствования?
Дополнения участников на 1 вопрос:
- творчество, игра,
труд, проектирование, исследования, рефлексия,
- групповая работа,
общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью
(совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью,
живое общение учителя с детьми, девизом «Действуем вместе!»)
- обучение, общение (обучение в сотрудничестве)
- создание проблемной
задачи
- творческие конкурсы,
проекты, дисскуссии(очные и сетевые), профессиональные практикумы, форумы,
командное (соавторское) участие в конкурсах, проектах
- деятельность всех
компонентов структуры сотрудничества (как единый механизм)
- Творчество : театрализация, коллективное панно, как продукт
совместной художественной деятельности. Социальная сфера:
социально-значимые проекты, например, "Сбережем деревья",
"Подарим радость детям - благотворительная акция", концерт для
ветеранов и пр.
В
обучении: сотрудничество включено во все формы, является ведущим, педагог по
ситуации выполняет или роль организатора (Дирижер), или роль помощника ( Фея -
помощница)
На втором вопросе возникли затруднения в теоретическом осмысливании структурного анализа деятельности.
В наше время структурный анализ деятельности
проводится разными исследователями в разных целях. При этом берутся различные
аспекты ее анализа, используются различные типы и наборы основных структурных
компонентов. С. Л. Рубинштейн [22] при
описании строения деятельности специально акцентирует наличие в ней таких
элементов как: мотив — цель —
средство — социальная ситуация — результат — оценка. А. Н.
Леонтьев в качестве основных детерминант деятельности рассматривает мотив -— цель — условие; эти
компоненты структурируют соответственно уровни: собственно деятельности,
действия и операции [15]. В. П.
Зинченко добавляет в уровневую структуру деятельности также микроуровень
функциональных блоков [10]. В.В.
Давыдов в контексте анализа учебной деятельности использует следующий набор
компонентов: потребность — мотив
— задача — способ действия [6], [7]; при этом
разные компоненты играют разную функциональную роль в уровнях деятельности,
действия и операции. Г. П. Щедровицкий в целях анализа деятельности
мыслительного типа использует семизвенную компонентную структуру: цель — задача — исходный материал —
средства — метод — процедура — продукт [26]. О. А.
Конопкин в аспекте исследования саморегуляции деятельности использует такой
компонентный набор: цель —
модель условий — программа — критерий успеха — информация о результатах —
решение о коррекции[11]. В. Д.
Шадриков анализирует деятельность как замкнутый контур управления [25] и
выделяет при этом следующие основные структурные компоненты: мотив — цель — программа —
информационная основа — принятие решения — профессионально важные качества. Г.
Е. Суходольский, предприняв чрезвычайно разветвленный и многоаспектный анализ
описывающих деятельность понятий [23], выделяет в
интересующем нас аспекте «мотивации и функций деятельности» следующие логически
соподчиненные компоненты: потребность
— направленность —мотив — цель — результат — оценка. [2]
Ясно, что каждый исследователь составляет структуру деятельности
в соответствии с принимаемой им научной парадигмой, целями, возможностями и
характером его работы. Тем не менее в целой картине компонентного строения
деятельности много общего, т. е. объективно необходимого; некоторые категории
пересекаются или выражают одно и то же с разных сторон, некоторые представляют
собой комбинацию других элементов. [2]
Направленность — определенная функция потребности, мотива и цели;
модель условий — способ представления ситуации для субъекта (Образовательное пространство)
профессионально важные качества — одна из сторон субъекта (Потенциал субъекта)
Из приведенного обзора выкристаллизовывается с
учетом целей общего анализа функциональной структуры деятельности следующий
компонентный набор: потребность — мотив — объект — цель — предмет —
условия среды — средства — состав — контроль — оценка — продукт. [2]
Дополнения участников на 2 вопрос:
которое к ним приводит.»
- Субъекты сотрудничества в образовательном процессе (им может быть как отдельный обучающийся, так и их группа, а также педагог) + Мотивационно-целевой компонент (потребности, мотивы, цели в организации сотрудничества; мотивы сотрудничества могут быть социально-перспективные,практические,познавательные, моральные,мотивы внесения разнообразия в однообразные условия, вызывающие скуку, мотивы общения) + Процессуальный компонент (процесс развертывания сотрудничества) + Оценочно-результативный компонент (включает уровень знаний о сущности сотрудничества и его практического опыта; умения сотрудничества; развитие личности воспитанника, включающее формирование стремления к сотрудничеству, инициативы в его организации)
- Постановка
проблемной задачи учителем, прохождение первого этапа при помощи учителя, на
следующем этапе учитель не знает решения и ученики помогают ему найти это
решение, на этом этапе важна идея решения задачи, учитель имеет больше знаний и
есть вероятность, что он сам решит задачу, тогда молчите либо предлагайте как
вариант решения задачи. Его основная фраза: "А может быть можно решить и
проще, я не знаю?"
- Проблема + Личная заинтересованность в решении этой проблемы + Поиск путей решения
проблемы + Выбор наиболее рациональных путей её решения
- Наличие
критериев деятельности + Наличие общей цели(командная деятельность) + Ролевое
распределение участия + Планирование ожидаемых результатов + Результативность(наличие интеллектуального продукта в итоге деятельности) + Реализация
интеллектуального продукта в реальной жизненной ситуации + Личный результат
участия + Командный результат участия + Рейтинговая система поощрения.
- Набор
компонентов структуры сотрудничества . на мой взгляд, это все то что помогает
(способствует) осуществлению продуктивного сотрудничества: это обязательно
человеческие ресурсы, это создание условий, это общая цель, понимание для чего
все это и как это поможет мне для получения продуктивного результата.
- Направленность личности + Потенциал личности + Планирование + Целеобразование + Образовательное пространство + Cостав субъектов + Психологический контакт + Рефлексивная позиция
- структура с точки зрения учителя: планирование работы + формирование групп + руководство работой групп + оценка результатов
структура с точки зрения ученика: получение задания + распределение ролей в группе + непосредственное взаимодействие + индивиуальная оценка + групповая оценка результата
-
-
Ответы участников на 3 вопрос:
- Все компоненты
важны в равной степени. Только все вместе они дают картину продуктивного
сотрудничества. Показателем может служить так же каждый компонет. Продуктом
сотрудничества служит удовлетворённость, желание начать новое дело в том же
составе, поделиться с другими радостью общения, планирование новых дел, встреч,
закрепление контакта, вера и надежда, что все старались для меня, а я старался
для всех.
-
Показателями продуктивности мы выделяем компонент структуры сотрудничества
Психологический контакт (продукт идей (культуры) совместной деятельности
субъектов образовательного процесса). Признаки продуктивности: педагогическая
культура в диалоге: взаимопроникновения Я в ТЫ, ТЫ в Я.
-
Показателями продуктивности могут также служить компоненты: Направленность
личности (продукт личностного самосовершенствования субъектов), Психологический
контакт (продукт практических умений и навыков - владение методами и действиями
практической организации сотрудничества; продукт личностного
саомсовершенствования - формирование адекватной самооценки, совершенствование
тех или иных характерологических качеств - проявление искреннего, подлинного
уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность; продукт идей (культуры)
совместной деятельности - новые ценности)
-
Показателями продуктивности могут служить такие компоненты структуры
сотрудничества как: Потенциал личности (продукт личностного
самосовершенствования:), Образовательное пространство (продукт идей (культуры)
совместной деятельности субъектов образовательного пространства - повышение
информационной культуры личности;продукт практических умений и навыков -
освоение новых информационных технологий; продукт личностного
самосовершенствования субъектов - формирование активной и творческой личности)
-
Продуктом сотрудничества является решенная задача, т.е. количество решенных
задач можно рассматривать как показатель. Хотя есть и побочный продукт
"хороше настроение", "усталость от хорошо выполненной
работы", однако, померить их очень сложно.
-
Продуктом сотрудничества является положительный результат решения проблемы,
обогощение каждого участника новыми знаниями, умениями, удовлетворение от
совместной творческой деятельности, приобретение нового опыта общения,
личностное самосовершенствование, самооценка своего участия в совместной
деятельности.
-
В результате СОтрудничества появляется КАЧЕСТВЕННЫЙ и ТВОРЧЕСКИЙ продукт,
УНИКАЛЬНОЕ решение проблемы, что отличает сотрудничество от просто продуктивной
деятельности. В СОтрудничестве присутствует особый "вкус" слияния в
общности, ориентированной на достижение единой цели, решения проблемы, когда
каждый понимает свою ответственность и чувствует свою значимость в достижении
общего результата. Это тот, трудно уловимый дух СОоучастия, который
"оживляет" деятельность, рождает удовлетворение и повышает мотивацию.
Продуктивностью сотрудничества на начальном этапе может быть и формирование
команды единомышленников для решения конкретной профессиональной задачи, что
происходит только при наличии владения КУЛЬТУРОЙ общения(ОС "Школа
2100" рекомендует формировать такую культуру с первого класса на уроках
риторики. Очень актуальный и важный компонент образовательной программы).
-
Все компоненты структуры сотрудничества служат показателями продуктивности:
получения опыта сотрудничества, личностного совершенствования, культуры педагога (коммуникативной, информационной, личностной)
- Компоненты структуры, которые служат показателями продуктивности педагогического сотрудничества, это: планирование, рефлексия.
- Компоненты структуры, которые служат показателями продуктивности педагогического сотрудничества, это: планирование, рефлексия.
- по Уварову принципами эффективного сотрудничества являются: позитивная взаимозависимость; индивидуальная оценка результатов учения; максимизация непосредственного взаимодействия учащихся; целенаправленное обучение навыкам групповой работы, этикету кооперации и их обязательное использование; систематическая процедура рефлексии хода учебной работы; сознательное использование эффективных структур взаимодействия учащихся.
Ответы участников на 4 вопрос:
-
Все компоненты совершенствуют личность субъекта. Но если нет установки на
работу, нет направленности на сотрудничество, ищет своего, не получится.
Но продуктом выделила бы образовательное пространство и направление личности.
-
Сотрудничество — это идея совместной развивающей деятельности детей
и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир
друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.
Показателем продуктивности личностного самосовершенствования мы считаем будет
компонент Планирование. Признаками продуктивности будут умение совместно
действовать в ситуациях неопределенности и приспосабливаться к ним, укреплять
свои сильные стороны, реализовывать вновь открывающиеся возможности, ликвидация
внутренних слабостей.
-
Продуктом личностного самосовершенствования компонента Направленность личности
будут, например, приобретение стремления и инициативы в организации продуктивного
педагогического сотрудничества; потребности поделиться информацией с другими
людьми.
-
Показателями личностного самосовершенствования могут служить такие компоненты
структуры сотрудничества как: Потенциал личности - продукт личностного самосовершенствования:
самосовершенcтвование системы качеств субъекта (нравственных, духовных,
волевых)
-
В такой работе очень важно ощущение ребенком себя как члена команды: он так же
как и все принимал участие в решении задачи, и победа наша общая, не зависимо от
вклада участников, таким образом можно выделить роли ученика в команде и
рассматривать позицию в команде как показатель: лидер, исполнитель, генератор
идей, сомневающийся
-
Продуктом личностного самосовершенствования является ощущение себя членом общей
команды, оценивание значимости собственного участия в совместной деятельности ,
приобретение нового опыта общения, новых знаний, умений.
- Участие в
сотрудничестве обогащает индивидуальный опыт, трансформирует(происходит
переосмысление) уже имеющийся. Участие в командных практикумах совершенствует
навыки и способы моделирования коммуникативных конструкций и их применение.
Ролевое распределение деятельности формирует четкую индивидуальную позицию и
регулирует деятельность субъекта в общей конструкции взаимодействия.
Рейтинговая система поощрения стимулирует активность субъекта, что положительно
сказывается и на командном результате(как показателе продуктивного
взаимодействия индивидуальностей).
- Все компоненты развивают личность педагога (обучающегося), их творческий потенциал, компетентности.
- Компонент Рефлексия - понимание самого себя и другого человека с помощью разума, логики, слова и осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другим.
- Компонент Рефлексия - понимание самого себя и другого человека с помощью разума, логики, слова и осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другим.
- В совместной деятельности с другими людьми протекают два процесса - социализация (обретение опыта взаимодействия с другими, усвоение социальных норм) и индивидуализация (приобретение самостоятельности, относительной автономности, осознание своего отличия от других). Идентификация с коллективом (группой) позволяет ребенку выработать ответственность за принимаемые решения, научиться принимать коллективные ценности; обособление ребенка в коллективе способствует превращению его в самостоятельную личность, являющуюся субъектом коллективообразования, обогащающим, умножающим коллектив за счет реализации своей индивидуальности, своего собственного взгляда на волнующие коллектив проблемы.Только через призму восприятия меня другими людьми я могу понять, какой личностью являюсь.Принятие или непринятие ценностей других позволяет выработать свою систему ценностей.
Притча "Иди вперед"
Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды саньясин, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: - Иди вперёд, иди вперёд! Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый саньясин не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом – алмазы, и наконец приобрёл огромные богатства. Не стоит останавливаться в своём движении после того, как достигнешь некоторых целей, ты сможешь достигать все больших и значимых высот.
Список литературы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий