суббота, 9 марта 2013 г.

Этап первый: Осознание проблемы

Доброго времени суток дорогие участники мастер-класса!


1. Какие виды деятельности может включать в себя продуктивное педагогическое сотрудничество?

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам {продукту деятельности) , по организациипо особенностям мотивации.
Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).
Обучение является разновидностью учебной деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие (учебно-материальное, морально-психологическое и эстетическое) преподавателя и обучаемых. 
Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.
Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса ("педагог-педагог", "педагог-обучающийся", "педагог-родитель"), задача каждого состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе. 
Продуктивность -  способность создавать полезные вещи.
Продуктивное сотрудничество - когда все вносят свой вклад в достижение общих целей.
Продуктивное педагогическое сотрудничество - это совместная деятельность, которая включает в себя  обучение и  общение, и  предполагающая участие в ней обоих субъектов педагогического процесса, с целью создания полезных вещей и в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.
Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, учителя с родителями ажно отметить двусторонний процесс подобной формы общения: они обогащают знаниями не только родителей, но и дают отличную «пищу для размышления» учителям), педагога с коллегами (повышение уровня профессиональной компетентности), в результате которого и возникает столь необходимый контакт

2. Что включает в себя набор компонентов структуры продуктивного педагогического сотрудничества в соответствии с деятельностным подходом?

Подходы: системный, научный.
Метод:  моделирование 

Так как сотрудничество предполагает совместную деятельность, то рассмотрим структуру сотрудничества в соответствии с деятельностным подходом.
В настоящее время в психологии существует два основных подхода к пониманию этого вопроса. 
Первый подход. Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 20-х – начале 30-х гг. прошлого века в России. Наиболее полно данная теория изложена в трудах А.Н.Леонтьева. Осуществление деятельности происходит  во внутреннем плане. Предметом содержания деятельности являются потребности, мотивы, цели, условия достижения целейРеализация деятельности происходит во внешнем плане. К структурным элементам деятельности относятся  отдельная деятельность, действия, операции (как способы выполнения действий).  Поддержание непосредственного общения  практической организации сотрудничества
Второй подход обозначается как функционально-динамическая парадигма психологического анализа деятельности... Деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-либо одном («унитарном») компоненте, например действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов — своих «единиц». Они взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности... Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием «инвариантная психологическая структура» деятельности... Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, антиципирование (предвосхищение) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий.  [7]


Рассмотрим методологическую схему деятельности в трудах Г.П. Щедровицкого и В.И. Слободчикова.
Исходная редуцированная формула деятельности как практики                S  -   О 
Произвольная, управляемая, созна­тельно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта, этой деятельности — «Я» данного индивида [2] и объекта этой деятельности, то, на что направлено действие субъекта.
Формула «S» в своей смысловой расшифровке может выглядеть следующим образом: 
S = Ресурс + Потенциал + Действие 
Латинское слово «subject» («S») включает в себя основание только возможного и совсем неопределённого действия («ресурс» потенциально возможных действий), и «мощность» возможного действия или - более точно - как его «потенциал», и само действие.
Если рассмотреть структуру педагогического сотрудничества "СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТ" в соответствии с деятельностным подходом, то  "в этих взаимоотношениях каж­дое конкретное «я» выступает как объект другого конкретного «Я», которое точно так же является объектом для меня ..., для которого я сам являюсь объектом!"[2]
Концепция «зеркала» применительно к человеку (К. Маркс). Иными словами, в бытии есть не только объект, но и другой субъект — «зеркало», которое отражает и то, что я воспринял, и меня самого. Для человека другой человек — мерило, выразитель его «человеч­ности». То же для другого человека мое «я». Ввиду их симметричности и равно­правности каждый человек одновременно и представитель человечества — «рода» человек, и выразитель, мера «человечности» других людей. Итак, исходным усло­вием моего существования является существование личностей, субъектов, обла­дающих сознанием, — существование психики, сознания других людей. [2]
Предмет деятельность – продуктивное сотрудничество Субъекта 1(S1) с Субъектом 2(S2)
Латинское слово «objekt» («О») включает в себя не только пространство осуществления действия (условия), но и направленность  личности  S1(потребности и мотивы), цель  и его действия  на   организацию продуктивного сотрудничества с S2 (коллегами, обучающимися, родителями)
Цель ставится с учетом возможностей Субъектов сотрудничества (потенциал личности, направленность личности), возможностей образовательного пространства (условий), общественного и гос. заказа.
Тогда формула «О» в соответствующей расшифровке может выглядеть следующим образом:
О = Действие S1 +  Пространство осуществления действия (Условия) + Направленность личности S1 (потребности, мотивы) + Цель + Потенциал S2 (Ресурс + Потенциал) или, согласно концепции "зеркала",
О = Действие S2 + Пространство осуществления действия (Условия) + Направленность личности S2 (потребности, мотивы) Цель  + Потенциал S1 (Ресурс + Потенциал)     
В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельностью.
Пространство осуществления действия педагога по организации продуктивного сотрудничества  с субъектом деятельности (коллегами, обучающимися, родителями)
 - это есть образовательное пространство, как «совокупность условий, обстоятельств, окружающей индивида обстановки". 


Состав основных компонентов структуры сотрудничества в соответствии с деятельностным подходом 
 Потенциал S1 (Ресурс + Потенциал)  + Потенциал S2 (Ресурс +Потенциал) + Психологический контакт  Цель  (целеобразование) + Образовательное пространство  + Направленность S1 (потребностно-мотивационный компонент) + Направленность S2 (потребностно-мотивационный компонент) + Рефлексивная позиция S1 (оценочно-результативный компонент) +  Рефлексивная позиция S2 (оценочно-результативный компонент) + Планирование S1Планирование S2

Представила структуру сотрудничества в виде модели:
  1.       Направленность личности ориентир на сотрудничество во всех сферах   взаимодействия,   инициативу   в   его   организации, на   продуктивное   разрешение конфликтов, желание  избежать конфликты, стремление к сотрудничеству, потребности (поделиться информацией с другими людьми, в   самообучении   различным   формам   и   методам   сотрудничества, саморазвитии   качеств   личности,   необходимых   для   совместной деятельности ....), мотивы сотрудничества (внутренние - это собственные побуждения к действию, желание самореализации, любопытство, потребность в общении, стремление помогать другим людям  и т.п.   и внешние - материальное вознаграждение, возможность сделать карьеру, высокий социальный статус, социальные связи, высокое качество жизни) ...
  2.       Целеобразованиепроцесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели (задачи) отдельных действий.
  3.       Планирование  своевременное предвидение перемен (моделирование), приспособление к ним и контроль за процессом, постоянное укрепление своих сильных сторон, реализацию вновь открывающихся возможностей, минимизацию рисков, ликвидацию внутренних слабостей, устранение опасных ситуаций и т.д.
  4. Потенциал личности (или индивидуальный ресурс человека) состоит из: внутренних резервов человека (энергетических, психофизиологических, интеллектуальных (отражение преобразуемого в деятельности объекта), волевых (самоконтроль), система индивидуальных качеств субъекта и др. возможностей) и потенций его развития.
  5. Образовательное пространство -  существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений  и связей, где осуществляется  специальная деятельность разных систем по развитию личности.
  6. Психологический контакт - это образное выражение, обозначающее взаимопонимание, доверие и желание двух лиц общаться друг с другом. Это форма взаимоотношения лиц, обменивающихся информацией в какой-либо деятельности.
  7. Рефлексивная позиция - как условие создания цельного, объемлющего, эстетически значимого видения человеком самого себя, прожитого в отношении «Другого—для—меня», но не в отношении «Я—для—себя».

3.  Какие из  перечисленных компонентов структуры сотрудничества,  могут служить  показателями  продуктивности педагогического сотрудничества? Что в них является продуктом сотрудничества?

4. На основе  каких компонентов структуры сотрудничества  происходит самосовершенствование субъекта? Что является продуктом личностного самосовершенствования?


!!! Если у вас есть своя идея, то  представьте свою модель структуры сотрудничества в соответствии с деятельностным подходом и ответьте на вышеперечисленные вопросы исходя из вашей модели.


!!! (в ответе, не забудьте  указать,  каких субъектов сотрудничества вы рассматриваете: "педагог-педагог", или "педагог-обучающийся", или "педагог-родитель")


Предлагаю использовать онлайн-сервис  Gliffy, с помощью которого вы сможете бесплатно создавать ментальные карты

Он поможет нарисовать не только план или идею, но и графики, схемы, диаграммы и даже классическую SWOT-таблицу.
Gliffy не ограничивает нас обычными прямоугольниками: здесь вы можете изобразить свой мыслительный процесс и другими фигурами, от треугольника до звезды (лимит на загружаемые изображения — 2 Мб)

Материалы, которые помогут вам:

В таблицу № 1  внести свои комментарии (или ссылки на ответ в блоге) в каждую колонку по предложенным для обсуждения вопросам, не забывайте подписывать свои инициалы.


Вы можете связаться со мной по скайпу olgadwir, твиттер, электронной почте olga.dwir@yandeх.ru  


Подведение итогов  1 этапа  "Осознание проблемы"




1 комментарий:

  1. Уважаемые участники мастер-класс! Прошу Вас внимательно читать вопросы, на которые надо ответить или дополнить размышлениями. Этот этап очень важный для понимания понятия "Продуктивное педагогическое сотрудничество".

    С уважением, Двирная Ольга

    ОтветитьУдалить