суббота, 9 марта 2013 г.

Этап второй: Сотрудничество культур

Доброго времени суток дорогие участники мастер-класса!


1. Что такое культура? Почему философы, мудрецы, писатели, начиная с  XVIII века до нашего времени, пытались объяснить различие культурных позиций?

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 
Во все времена слово "Культура" толковали по-разному. Многие философы, мудрецы, писатели разных народов и национальностей старались определить это ключевое понятие. 
В начале ХУ111 до середины Х1Х  века:
«воплощение могущества познающего разума, совокупности знаний и мастерства, определенный уровень образованности и воспитанности»
- «самобытность, оригинальность»
- «живая человеческая деятельность, соединяющее в себе активно-творческое и предметное измерение»
В конце Х1Х начале ХХ века:
- «целостность, индивидуальность, субъективность»
«совокупность архетипов, своеобразных матриц восприятия мира»
«определенность жизненной установки человека, его стремление к продуктивной самореализации»
- «мир культуры есть мир символов, соединяющий отвлеченные идеи и философские представления о вечных духовных ценностях с конкретностью выразительного образа»
- «культура – это экзистенция, сущность, явленная в конкретике индивидуального существования»
-«исток культуры – игра, свободная деятельность, структурирующая реальность, рождающая порядок… искусство самовыражения…»
- «предзадана человеку, она может быть рассмотрена как «миф» или как «письмо», не имеющее «автора», как устойчивая семиотическая структура»
- «специфически человеческий способ деятельности»
- «воплощение сущностных сил человека»
 «способ социально-исторического бытия личности»
- «система духовных ценностей»
- «диалог, встреча смыслов, …, в самой форме явлении культуры заключена энергия авторства»
В  Российской Федерации, в понимание культуры  введен термин -  «культурное сообщество»,  который отражает общие характеристики и принципы самоорганизации носителей различных культур.
С начала 80-х годов понимание сущности культуры разными исследователями: "одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована. У других она предстает как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые степень свободы в человеческой деятельности". Еще взгляд на  "понимание культуры как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей". [4]
Каждый человек, независимо от его собственной культурной, образовательной развитости, обладает мировоззрением. Мировоззрение – это характеристика человека, поскольку он человек. Мировоззрение может быть достаточно близким по своему содержанию у группы людей, тогда это мировоззрение какой-то категории людей, общественного слоя. Понятие мировоззрения употребляют по отношению к обществу в целом, и даже говорят о мировоззрении человечества на определенном этапе его развития... Каждый человек имеет какие –то взгляды на мир, в котором он живет, для каждого характерны такие суждения об этом мире, в которых выражается отношение к этому миру, жизненная позиция... Мировоззрение включает в себя понятия о справедливом и несправедливом, о прекрасном и безобразном, о добре и зле и целый ряд других понятий, в которых выражается оценочное отношение к миру...[11] 
В чем состоят различия между мировоззренческими взглядами людей, и от чего зависят эти различия?
Эти различия многообразны и основаны на особенностях человеческой психики, личностных характеристик, жизненного опыта, интересов, степени и характера его, образованности человека. [11]
Человек создает культуру, а культура воспитывает, образовывает, развивает человека.

2. Что такое педагогическая культура? В чем определяется феномен педагогической культуры?
В разные времена у разных народов конкретные проявления процесса передачи социального опыта тоже были разными. Но при всем многообразии вариантов всегда был и будет тот, кто учит; был и будет тот, кого учат, была и будет та сумма знаний и умений, которую передают; был и будет специфический процесс, в ходе которого эта сумма знаний и умений передается; были и будут социальные институты, посредством которых названная передача осуществляется; наконец, всегда были и будут определенные, обществу необходимые результаты подобной деятельности. 
Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей.[4]
Для того, чтобы определить место педагогической культуры в общей системе культуры, необходимо подвести ее под другое, более широкое понятие: "духовная культура", "профессиональная культура",  "общая культура", “интеллектуальная культура”, “информационная культура”, "прикладная философия"...
Э.Дюркгейм подчеркивал, что профессиональная деятельность может реально регламентироваться только группой, достаточно близкой к самой профессии и потому способной чувствовать все ее потребности. Единственная группа, которая соответствовала бы этим условиям, подчеркивал Э.Дюркгейм, это профессиональная группа. [4]
В культурологической литературе отмечается восемь основных моментов, в силу которых профессиональная группа становится субъектом профессиональной культуры : 1 "выступает монопольным обладателем качественно особого вида профессиональной деятельности", 
2 "создание возможностей для реализации индивидуальных сущностных сил личности", 3 "способна продуцировать культурные ценности, в той или иной степени отличные от ценностей, вырабатываемых другими профессиональными группами",  4 "формируются нормы нравственного поведения ее членов", 5 "происходит формирование и развитие профессионального сознания и самосознания", 6  "является носителем особого, присущего только ей типа и стиля профессионального мышления", 7"эстетическое отношение к действительности", 8 "носителя профессионального мировоззрения"[4]
В системе педагогики понятие “педагогическая культура” соотносится с понятиями “педагогическое мастерство”, “педагогическая техника”, "педагогическая этика", "педагогическое чутье", "интуиция", "любовь к детям", "педагогическое знание" (единственно верный “ключ” к человеку).
Для исследования структуры феномена педагогической культуры может быть успешно использован “блоковый” метод, выделяющий в том или ином виде культуры три блока когнитивный, поведенческий и институциональный. [4]
Когнитивный блок педагогической культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих актуальной культуры и культуры накопленной или культурной памяти. Под актуальной понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе в данное время и выражается в повседневных проявлениях культуре труда, быта, поведения. Культурная память представляет собой как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости извлекаемые из забытья. [4]
В массах же господствует принцип “Новое это хорошо забытое старое”.  В этом проявился эффект культурной памяти. 
Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры:
1. Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение).
2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстетического и интеллектуального развития субъектов педагогического взаимодействия.
3. Открытие личности для себя в другой личности. [12]



Коалиция от лат. coalitio - объединение  союз, объединение, создаваемые на добровольных началах, для определенной цели.
Сотрудничество - это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. 

3.     Возможно ли конструктивное сотрудничество между представителями разных культур? Что  является продуктом сотрудничества культур? 

4. Что служит  показателем профессиональной культуры педагога? Что является продуктом профессионально-педагогической культуры педагога? 


Материалы, которые помогут вам:

[5].Основные понятия — информатизации образования
[6] «Критерии Хофстеда»: культура имеет значение
[6] Сотрудничество культур
[10] Роузен Э., Культура сотрудничества
[11] Мировоззрение и гуманитарное знание
[12] Педагогическая культура


В таблицу № 1  внести свои комментарии (ссылки на ответ в блоге)  в каждую колонку по предложенным для обсуждения вопросам, не забывайте подписывать свои инициалы.

Вы можете связаться со мной по скайпу olgadwir, твиттер, электронной почте olga.dwir@yandeх.ru  

Комментариев нет:

Отправить комментарий