вторник, 23 апреля 2013 г.

Срез по 2 этапу "Сотрудничество культур"

Доброго времени суток дорогие участники мастер-класса!



Один юноша обратился за советом к заслуживающему доверия и умудрённому опытом учителю. Он выразил учителю своё желание прожить жизнь, исполненную смысла и выполнения обязательств – по-настоящему «значимую жизнь».
На что учитель спросил : «И что же входит в твои планы, молодой человек?»
Юноша ответил : «Я завершу своё образование, а затем поступлю в университет».
Тогда учитель спросил : «И что потом?»
«Потом я начну мою карьеру и женюсь», - ответил юноша.
Тогда учитель снова спросил : «И что потом?»
«Потом я буду усердно работать и улучшу своё финансовое положение и обзаведусь детьми», - с энтузиазмом произнёс молодой человек.
Учитель снова спросил : «И что потом?»
Постоянное повторение учителем одного и того же вопроса уже начало немного раздражать юношу. И он сказал : «Я думаю, что я стану богатым, воспитаю своих детей и задумаюсь об уходе на пенсию.»
Тогда учитель снова задал свой назойливый вопрос : «И что потом?»
И юноша ответил с нарастающим недовольством : «Ну, я полагаю,что я состарюсь и умру».
Учитель вздохнул и снова спросил : «И что потом?» Молодой человек был полностью обескуражен и после некоторых раздумий тихо произнёс : «Я не знаю, что потом».
Тогда учитель ответил : «Молодой человек, пока ты не ответил на этот последний вопрос, другие не так уж важны».

Часто ли мы задумываемся о том, а что будет потом... лет через 10-20...?

Социальная ответственность это - сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества.
Предпосылкой сотрудничества является опора на социальную ответственность.


22 апреля мы начали обсуждение 2 этапа мастер класса "Сотрудничество культур"

Что управляет нашим социальным поведением и влияет на отноше­ния в группе своих и отношения в группе чужих?



Для обсуждения было предложено ознакомиться с материалами по ссылке  Этап второй: Сотрудничество культур   и ответить на 4 вопроса: 

1. Что такое культура? 

Во все времена слово "Культура" толковали по-разному. Многие философы, мудрецы, писатели разных народов и национальностей старались определить это ключевое понятие. 
Участники МК дополнили это понятие:
- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание
- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека
- нормативные требования к любому виду деятельности человека
- способности + потребности + деятельности + отношения + институты
- пайдейя, обозначающее «культуру души»
- результат разнообразной вне генетической обусловленной деятельности поколения людей
- вне генетическая передаваемая информация (социальная) от поколений к поколению
- система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности
- это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия
- это то, что выделяет человеческое общество из животного мира
- среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений
- информация и знаковые системы, в которых она закодирована
- уникальная технология человеческой деятельности
- внебиологическая система  адаптации человека
- степень свободы в человеческой деятельности
это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур - материальной, социальной и духовной.
соответствие некоторым нормам и правилам

Философы, мудрецы, писатели, начиная с  XVIII века до нашего времени, пытались объяснить различие культурных позиций из-за различий в ценностных ориентациях между культурами, различия между мировоззренческими взглядами людей.
Эти различия многообразны и основаны на особенностях человеческой психики, личностных характеристик, жизненного опыта, интересов, степени и характера его, образованности человека. [1]

Участники МК дополнили это понятие:
- это сложноорганизованная система, обладающая многоуровневой структурой субъекта педагогического взаимодействия
уровень искусства педагога (педагогической деятельности) в отношении к себе, к другим людям, к детям
обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками
то же самое, что и культура, только в определённой профессиональной области, связанная со взаимоотношениями с другими людьми
 интегративная характеристика педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей
соотносится с понятиями “педагогическое мастерство”“педагогическая техника”"педагогическая этика","педагогическое чутье""интуиция""любовь к детям""педагогическое знание"
- сохраняемая в различных культурных формах совокупность педагогических ценностей, знаний и опыта их реализации в педагогической деятельности, которая адекватна определенному типу педагогического мышления

- феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение)
- для исследования структуры феномена педагогической культуры может быть успешно использован “блоковый” метод, выделяющий в том или ином виде культуры три блока когнитивный (неразрывное единство двух составляющих актуальной культуры и культуры накопленной или культурной памяти), поведенческий и институциональный. 
в профессионально-педагогической культуре учителя - духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления, интеллигентности и высоком чувстве долга и ответственности.


3.     Возможно ли конструктивное сотрудничество между представителями разных культур? Что  является продуктом сотрудничества культур? 


- возможна "Коалиция" от лат. coalitio - объединение союз, объединение, создаваемые на добровольных началах, для определенной цели. Сотрудничество - это ответственность. Продуктом данного объединения могут быть: личностное самосовершенствование субъектов взаимодействия (расширение мировоззрения, воспитание толерантности, уважения, эмпатии,доверия к Другим); совершенствование коммуникативной культуры (овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей); расширение информационной культуры.
может быть только коалицией, каждая из культур сохраняет свою самобытность
культуру с высоким уровнем индивидуализма можно назвать культурой результата или ответственности, если разные культуры имеют культуру ответственности. то сотрудничество возможно.
Лояльность – это любовь и доверие сотрудников, это значит добросовестно выполнять свою работу,вкладывать душу и сердце в развитие учебного процесса.
Так как культура личности и педагогическая различаются между собой в рамках единого целого ,а не набором компонентов, то конструктивное сотрудничество возможно
Конструктивное сотрудничество возможно между представителями разных культур в области общих интересов и целей, но при этом нужно знать особенности культур с которыми взаимодействуешь и уважительно к ним относиться
- Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации. Иногда межкультурную коммуникацию обозначают как «кросс-культурную» (от английского «cross-cultural»)
- ответ положительный, если представителями различных культур соблюдаются единообразные нормы и правила. Побочным эффектом от такого сотрудничества являетя появление новых норм и правил
- В идеале должно быть, чтобы в свою культуру привносить что-то из другой, равноправно помогая друг другу. Продуктом может быть обогащение культур, общность в развитии, в познании друг друга. Но в настоящее время это нереально.

4. Что служит  показателем профессиональной культуры педагога? Что является продуктом профессионально-педагогической культуры педагога? 

Показателями культуры профессионала можно считать и широту кругозора, и направленность личности, и степень социальной активности, и характер эмоциональной воспииимчивости. Продуктом является: профессиональное мышление педагога, направленное на решение педагогических задач, а значит, понимание, осмысление, способность к диалогу (реализация формулы: видеть, предвидеть, действовать)

продукт идей (новые педагогические ценности), продукт опыта (педагогические технологии, формирование коммуникативной компетенции), личностное самосовершенствование педагога.
- Показателями культуры являются ясно выраженные и осознанные ценности и убеждения, принимаемые всеми членами коллектива и представляющие ориентиры, которые они желают достичь. Продукт культуры - это осознание всеми членами коллектива сопричастия к происходящим переменам, понимание того, что они "сидят в одной лодке"; каждый учится ценить работу другого, рост становится не стихийным, а осознанным. (По мнению В.С. Лазарева)
Продуктом будет - педагогическое мастерство
Профессиональная компетентность, творчество, культура, техноло­гичность, индивидуальный стиль, инновационный и исследовательский подход к деятельности, ее продуктивность являются важнейшими компонентами про­фессиональной деятельности инженера-педагога, его педагогического мастерства. Следовательно, процесс профессиональной подготовки инженеров-педагогов должен быть направлен на формирование интегративных знаний и умений по педагогической и технической составляющей будущей профессии.
Духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
ворческое отношение ко всем сферам деятельности (научной, учебно-методической, воспитательной, общественной).
- Выполнение педагогических норм и правил.
- Приобретение стремления к сотрудничеству с любыми людьми. Умение относиться к людям с мудрой простотой. быть доступным в получении педагогической информации, жизненных знаний, вопросов воспитания, профессиональных зананий

ПРИТЧА "НА ПУСТЫННОМ ОСТРОВЕ"

Два морехода потерпели крушение и были выкинуты на пустынный остров. Оба едва не погибли от голода и ужаса, ибо считали себя навсегда оторванными от мира.Корабль подобрал их. И на острове был сооружён прочный маяк. Те же мореходы остались при маяке, чтобы служить спасению погибающих. Теперь настроение их изменилось. Они были счастливы, давая спасительный свет и не чувствуя себя оторванными от мира.Значит, сознание общения с миром и пользы другим совершенно преображает людей. Общее дело есть залог успеха.


Список литературы:




Комментариев нет:

Отправить комментарий