понедельник, 29 апреля 2013 г.

Памятка педагогу


«Как организовать продуктивное педагогическое сотрудничество»

  
Начать думать "Как правильно организовать продуктивное педагогическое сотрудничество?"

Составить активизирующие вопросы:
·                     Какие я ставлю  цели и задачи в организации продуктивного педагогического сотрудничества?
·                     В каких формах может осуществляться продуктивное педагогическое сотрудничество?
·                     Какая  "информация" необходима для понимания  содержания организации продуктивного  педагогического сотрудничества коллегами, обучающимися, родителями?
·                     Что является критериями развития продуктивного педагогического сотрудничества?
·                     Какие я планирую результаты в продуктивном педагогическом сотрудничестве (коллег, обучающихся, родителей)?
При этом следует учитывать, что успех может быть достигнут лишь усердной и постоянной работой, добросовестным отношением к делу. Сначала стать Мастером Своего Дела. Быть готовым к созданию новых ценностей и принятию творческих решений. Научиться сотрудничать с самим собой: принять ответственность за свои действия, научиться жить в гармонии с собой, научиться заниматься своим делом эффективно; сосредоточиться над своим внутреннем содержанием и  чистотой своих помыслов.

Необходимо понимание основных идей продуктивного педагогического сотрудничества:  понимание идей педагогики сотрудничества, принятия сотрудничества как теории, принципа, цели; когда все движимы желанием получить удовольствия от работы, послужить обществу, а вовсе не стремлением сокрушить еще одного себе подобного; понимание, что для сотрудничества характерны: пространственное и временное соприсутствие, совместные цели, организация и управление деятельностью, разделение обязанностей, функций, действий, операций; наличие позитивных межличностных отношений, равноправный характер позиций в общении, конструктивное разрешение межличностных противоречий, понимание и взаимодополнение друг друга в работе.

Мастер, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей обучающегося учиться.
Внутренние условия: педагог должен иметь представление об информации и информационных процессах; владеть тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; знать устройство компьютера; уметь использовать информационные ресурсы компьютерной сети; знать и не нарушать  законы об авторских правах на компьютерные программы; соблюдать этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.
Внешние условия: доступ к информации, а значит к знаниям, дающим новые возможности для повышения профессионализма и творчества; наличие современной компьютерной техники; высокоскоростного интернета; возможность для обучения. Формирование ИКТ культуры педагога должны проходить через деятельность,  создающую мотивационную среду для их освоения и применения на практике.

Даже самому опытному Мастеру необходимо постоянно совершенствовать применяемые им методы и стиль, систематически анализируя и объективно оценивая свои недостатки, уделять внимание поиску новых, более рациональных форм деятельности. Это особенно важно в условиях модернизации современного образования.
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:
- приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении),- создание на занятии атмосферы защищенности при общении обучающихся с преподавателями,- одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге,- одобрение практики обращения обучающихся за помощью к преподавателю или товарищам;- поощрение устных ответов по собственной инициативе,- создание щадящих условий при ответе обучающихся с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью,- недопущение действий со стороны отдельных обучающихся, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.
Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.  Демократический стиль решения педагогических задач. Нестандартное начало занятия вызывает интерес к преподавателю, к тому, что он будет говорить; интересные фразы учителя привлекают, рождают интерес. 
Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать обучающимся (коллегам) силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо. Создать у участников совместной деятельности чувство причастности к процессу выработки и реализации решения к творческому сотрудничеству. 
Метод проблемного обучения.  Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме.
Дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов в ходе рассмотрения учебных заданий. Коллективное и самостоятельное творчество учащихся при поддержке и помощи Педагога. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения, применение интерактивных компьютерных диалогов, поисковых и проектных методов.
Техники: коммуникативная атака, знакомство с аудиторией, роль психолог.. .Их очень много и они очень интересны.(смотри сайты дидактор, открытый класс и др.).
Организующая помощь: моделирование системы контекстных лекций и семинаров, мастер-классов как в системе повышения квалификации, так и посредством приглашения специалистов в школу на педагогические советы, а также организации специальных курсов в вузах; внедрение системы индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам методики обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья, способов распознавания и учета их индивидуальных особенностей и трудностей; целенаправленное обучение учителей способам диагностики сложностей в развитии учащихся, методическое обеспечение внеклассной и внешкольной воспитательной работы учителя, помощь учителю в организации педагогического взаимодействия с родителями учащихся, что предполагает и психологическую, и методическую подготовку. 
Технический аспект организации не менее важен, поскольку вся наша деятельность опосредована. Если речь о сотрудничестве в сети, то необходимо как можно точнее договориться о пространстве для взаимодействия, инструментах и "архитектуре" участия (общие сценарии работы, протокол участия). Полезно также предоставлять инструкцию по "включению в работу" (где зарегистрироваться, какую программу установить, как оформлять документы и т. п.).
На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме "педагог-ученик" являются: монолог; диалог; дискуссия; полилог. Более продуктивные те, которые построены с помощью современных технологий: веб-сайты, вебинары, дистанционные мастер-классы, квесты и др.
Современные педагогические приёмы, техники очень богаты и разнообразны, а главное, результативны. Все они направлены на развитие субъекта. С доступом в интернет поле деятельности расширилось. Педагогическая дидактика уступает место мультимедийной. Известный афоризм А. Франса “Учиться надо весело, переваривать знания с аппетитом…” широко известен.

Чтобы сотрудничество стало непременно успешным, а не просто формальным соглашением о взаимопомощи, необходимо, чтобы каждая из сторон обладала определенными личностными качествами, а также требуется присутствие иных условий.
Во-первых, необходимо действительное желание всех сторон сотрудничать. В противном случае, действия из-под палки никакого положительного результат не принесут.
Во-вторых, вы должны стать сплоченной командой и действовать в общих интересах. Иначе каждый будет одеяло тянуть на себя, а пострадает от этого общее дело.
В-третьих, каждый из участников должен быть морально подготовлен к содействию:
необходимо, открытости для диалогов, обсуждений, умение слушать и объективно воспринимать чужое мнение, критику;
нужны – ответственность, исполнительность, надежность, самодисциплинированность, быстродействие, умение анализировать ситуацию, делать правильные выводы;
и конечно, требуются – креативность, инициативность, организаторские способности, задатки лидерства.
\Read more: http://berichnow.ru/stati/uspeshnoe-sotrudnichestvo-sovmestnaya-deyatelnost-k-vyigode-vseh-storon#ixzz2RpQIZw6e\

Основные условия конструктивного общения, необходимые для педагогического сотрудничества. Это — во-первых, способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера; — во-вторых, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;— в-третьих, способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт. Комплекс этих трех способностей человека становится основой его личностного роста. 

Мастеру необходимо знать,  как создать положительную мотивацию на сотрудничество и диалог
 Созданию положительной мотивации на сотрудничество и диалог способствует  понимание и соблюдение необходимых условий в общении:
  • сотрудничество возможно между дружественными людьми - выстроить личное общение, наличие положительных эмоций и отношений
  • точно ориентировать информацию на партнера, четкая формулировка сути взаимовыгодной работы, понимание, принятие, открытость к точке зрения партнера, правильная постановка вопросов, понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач
  • наличие общей проблемы, осознание невозможности или трудности решить её самому, потребность в знаниях, совете, мнении других лиц
  • показать практическую значимость объекта изучения. Важен настрой, установки, заинтересованность человека на сотрудничество, осознание целей сотрудничества, желание познакомиться с опытом, мнением, знанием другого и поделиться своим, получить совместный продукт качественный и необходимый.
  • богатство и многообразие способов поведения в общении (стремясь к тому, чтобы они рождали у людей доверие, настраивали на сотрудничество)
  • сосредоточенность на самом процессе общения, а не на своих внутренних реакция
  • понимание психологии другого человека (его ценностей, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний)
  • доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им
  • создание обстановки и возможности для успеха каждого участника совместной деятельности
  • соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга, честность (верность) принятым обязательствам
  • вежливый тон обращения, лаконизм изложения, тактичность,  доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, искренность в выражении чувств 
  • создание обстановки коллективного познавательного поиска и раздумий, совместного планирования деятельности
  • применение разнообразных методов обучения в комплексе
 Мастер должен знать, как измерить "продуктивность" педагогического сотрудничества

Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека
Думаю, что для измерения продуктивности сотрудничества нужно применять совокупность показателей, каждый из которых характеризует какой-то компонент его структуры (структура сотрудничества в соответствии с деятельностным подходом):
Продуктом личностного самосовершенствования будут: приобретение стремления и инициативы в организации продуктивного педагогического сотрудничества; потребности поделиться информацией с другими людьми;
самосовершенcтвование системы качеств субъекта (нравственных, духовных, волевых), ощущение себя членом общей команды, оценивание значимости собственного участия в совместной деятельности , приобретение нового опыта общения, новых знаний, умений; проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность; понимание самого себя и другого человека с помощью разума, логики, слова и осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другим.
Создание обстановки коллективного познавательного поиска и раздумий. Понимание и взаимодополнение друг друга в работе. Освоение новых информационных технологий.
Исследовательский проект, методическая разработка, памятка, новая идея, новая ценность, интересное мероприятие (для родителей, обучающихся, педагогов), совместное творчество (картина, коллаж, поделка, танец, песня, сказка...), установление новых отношений, сплоченный коллектив...
Личным вкладом каждого в обсуждении и принятии решений в ходе деятельности, в итоговый продукт. Для этого нужна таблица самооценки по ходу деятельности над каждым этапом.
Продуктом сотрудничества является решенная задача, т.е. количество решенных задач можно рассматривать как показатель. Хотя есть и побочный продукт "хорошее настроение", "усталость от хорошо выполненной работы", однако, померить их очень сложно.
Продуктом сотрудничества является положительный результат решения проблемы, обогащение каждого участника новыми знаниями, умениями, удовлетворение от совместной творческой деятельности, приобретение нового опыта общения, личностное самосовершенствование, самооценка своего участия в совместной деятельности.
В результате СОтрудничества появляется КАЧЕСТВЕННЫЙ и ТВОРЧЕСКИЙ продукт, УНИКАЛЬНОЕ решение проблемы, что отличает сотрудничество от просто продуктивной деятельности. Это тот, трудно уловимый, дух СОучастия, который "оживляет" деятельность, рождает удовлетворение и повышает мотивацию. Продуктивностью сотрудничества на начальном этапе может быть и формирование команды единомышленников для решения конкретной профессиональной задачи, что происходит только при наличии владения КУЛЬТУРОЙ общения(ОС "Школа 2100" рекомендует формировать такую культуру с первого класса на уроках риторики. Очень актуальный и важный компонент образовательной программы).
Измерить продуктивность можно и нужно. Это показатели как эмоционального состояния участников: удовлетворённость продуктом деятельности, радостью общения с участниками процесса. Решение задач поставленных вначале. Планы на будущее, уверенность в том, что и их можно реализовать в совместной деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий