понедельник, 15 апреля 2013 г.

Этап актуализации знаний


Доброго времени суток дорогие участники мастер-класса!



«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они прочли.
- Вот что мы прочли о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй.
- Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: « Говори не о том, что прочел, а о том, что понял ».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Дела всегда говорят громче, чем слова, ответил учитель.


Для того, чтобы организовать  единое понимание обсуждаемых нами вопросов и  наше сотрудничество было продуктивным, мне необходимо было обобщить  уровень знаний участников МК по темам:
  1.      Признаки продуктивного педагогического сотрудничества.
  2.      Трудности, возникающие при организации продуктивного педагогического сотрудничества.
  3.      Пути решения организации продуктивного педагогического сотрудничества.
  4.      Профессиональные установки, навыки, социально-педагогические способности, личностно-профессиональные качества и умения, необходимые педагогу для продуктивного сотрудничества с коллегами (обучающимися, родителями).
Продуктивное педагогическое сотрудничество  - это явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса ("педагог-педагог", "педагог-обучающийся", "педагог-родитель"), с целью создания полезных вещей и в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. 

В результате предлагаю  рассмотреть критерии  продуктивного педагогического сотрудничества по схеме:

1. Совокупность, выявленных нами признаков продуктивного педагогического сотрудничества, я объединила в три критерия:

-  Основные идеи продуктивного педагогического сотрудничества:  понимание значимости каждого, свобода выбора (наличие собственной точки зрения, открытость в суждениях), общность цели взаимодействия и единства задач, диалогического размышления, каждый участник четко осознает "зачем" (вообще и лично для него), цель актуальна, результат востребован педагогическим сообществом, самоуважение, взаимоуважение, дружественность и увлеченность совместным делом (однако дружественность не должна нарушать статусные позиции), равноправный характер позиций в общении, конструктивное разрешение межличностных противоречий, наличие позитивных межличностных отношений, понимание и взаимодополнение друг друга в работе...
- Практические умения и навыки педагогического сотрудничества: понимание психологии другого человека, учет индивидуальных особенностей партнеров по сотрудничеству,  умение устанавливать психологический контакт с другим человеком и поддерживать его (умение выслушать другого человека, умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения, умение договариваться), создание обстановки коллективного познавательного поиска и раздумий, совместного планирования деятельности, разделение функций, действий и операций между участниками совместной деятельности
- Личностное самосовершенствование субъектов совместной деятельности: развитие личностных качеств (душевная отзывчивость, уважение и благодарность в  общении, честность (верность) принятым обязательствам,   активность, инициативность, самостоятельность в организации продуктивного сотрудничества), желание  избежать конфликты, стремление к сотрудничеству, потребности (поделиться информацией с другими   людьми,  в   самообучении   различным   формам   и   методам   сотрудничества, саморазвитии   качеств   личности,   необходимых   для  совместной деятельности), сосредоточенность на самом процессе общения, а не на своих внутренних реакциях….
 Как следствие, выше перечисленных критериев - наличие благоприятного психологического климата в отношениях между участниками общения.

2.  Трудности, возникающие при организации продуктивного педагогического сотрудничества,  по основным критериям:

-  Основные идеи продуктивного педагогического сотрудничестванеспособность «принять» ребенка, адекватно относиться к его индивидуальным особенностям, 
 игнорирование общей цели, непонимание участниками друг друга и себя (личные мотивы), целей и задач сотрудничества, в отсутствие в системе сотрудничества педагога с коллегами (родителями, обучающимися) взаимоСОдействия компонентов на получение фиксированного полезного результата.
-  Практические умений и навыки педагогического сотрудничествапсихологическая несовместимость, наличие черт характера, определяющих конфликтную личность (агрессивность, жесткость, самоуверенность и т.д.), отсутствие требуемых компетенций и ресурсов, отсутствие коммуникативной культуры, общей культуры, общение – дистанция (суть его в том, что во взаимоотношениях педагогов постоянно ощущается дистанция: я – знаю, вы – нет, я – говорю, вы – слушаете; часто такая дистанция ведет к формализации), ощущение коммуникативного барьера в общении (не слышат, не чувствуют твои переживания, не понимают); дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений; недостаточные знания в области психологии и педагогики, что препятствует эффективному планированию и целепостроению учебно-воспитательного процесса урока, выбору эффективных методов и приемов педагогических воздействий; неумение прийти к единому мнению, трудности в соотнесении результатов деятельности с целью
Личностное самосовершенствование субъектов совместной деятельности: сосредоточенность на личном конкретном интересе, а не общая цель группы на первом месте, пассивность и безразличие к организации продуктивного сотрудничества,  перебрасывание ответственности за свою ошибку на других, обособление личного опыта, профессиональное выгорание, эмоциональные трудности учителя при организации взаимодействия с учащимися; недостаток педагогического оптимизма; неспособность увидеть и адекватно оценить позитивные результаты собственной педагогической работы, вследствие чего у учителя возникает ощущение бессмысленности труда, снижается профессиональная мотивация и др.; желание быть правым, самоустраненность, толерантности, честолюбие, тщеславие, зависть, нездоровое соперничество...

3. Пути решения организации продуктивного педагогического сотрудничества:

-  Основные идеи продуктивного педагогического сотрудничества:
Поиски и обретение смысла продуктивного педагогического сотрудничества. Сотрудничество осмысленное, с пониманием, зачем оно делается, к какой цели ведет, какое намерение раскрывает – относительно меня, моих коллег, обучающихся, родителей. Конструктивное определение цели с намеком на способ ее достижения: хотя бы примерный набор задач, которые необходимо решить. Если сотрудничество организуется в режиме кооперации, то "разделение труда" может быть основано на распределении задач. Сотрудничество может быть более эффективным, если его участники открыто сообщат о собственных мотивах.Тщательное продумывание и планирование, обсуждение и составление критериев оценивания деятельности, проверочные листы и листы контроля на каждом этапе сотрудничества. Ободрение и поддержка неуверенных и отстающих, составление индивидуальных маршрутов. Четкое определение конечного результата. Распределение ролей каждому участнику. Организация стимулирования.
Идеи педагогики сотрудничества:  равные возможности для участников, идея трудной цели, идея свободного выбора, идея самоанализа, индивидуально-личностного подхода и др.
Рейтинговая система оценивания практического вклада в сотрудничество, коллективно разработанные критерии модели взаимоотношений внутри профессионального социума, регулярное повышение профессиональной квалификации, основанное на свободе выбора индивидуального образовательного маршрута.  Взаимопомощь и бережное отношение к вставшим на путь совершенствования. 
-  Практические умения и навыки педагогического сотрудничества:
Моделирование системы контекстных лекций и семинаров, мастер-классов как в системе повышения квалификации, так и посредством приглашения специалистов в школу на педагогические советы, а также организации специальных курсов в вузах. 
Внедрение системы индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам методики обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья, способов распознавания и учета их индивидуальных особенностей и трудностей.Целенаправленное обучение учителей способам диагностики сложностей в развитии учащихся. Методическое обеспечение внеклассной и внешкольной воспитательной работы учителя. Помощь учителю в организации педагогического взаимодействия с родителями учащихся, что предполагает и психологическую, и методическую подготовку. Технический аспект организации не менее важен, поскольку вся наша деятельность опосредована. Если речь о сотрудничестве в сети, то необходимо как можно точнее договориться о пространстве для взаимодействия, инструментах и "архитектуре" участия (общие сценарии работы, протокол участия). Полезно также предоставлять инструкцию по "включению в работу" (где зарегистрироваться, какую программу установить, как оформлять документы и т. п.).
Личностное самосовершенствование субъектов совместной деятельности: 
Индивидуальная психологическая помощь учителю со стороны психологов, направленная на противодействие эмоциональному выгоранию. Воспитание индивидуальной ответственности.
Высокий уровень профессиональной и общечеловеческой культуры. Мотивация на получение конечного продукта.
Развитие эмпатии у педагогов, обучающихся, родителей.

4. Профессиональные установки, навыки, социально-педагогические способности, личностно-профессиональные качества и умения, необходимые педагогу для продуктивного сотрудничества с коллегами (обучающимися, родителями).

-  Основные идеи продуктивного педагогического сотрудничества:
Открытость и доверие к другому, знание принципов сотрудничества, коммуникативная культура  технологическая компетентность, искренность в отношениях, понимание, принятие другого во всем его многообразии,   
открытость к точке зрения партнера, сознательное присоединение к целям и задачам партнера, выражение солидарности, поддержки, согласованности, честность (верность) принятым обязательствам…  Готовность принять факт о необходимости повышения своего личностного и профессионального уровня, и приступить к реализации данной задачи. Соответствие слова и дела. Непрерывное самообразование, духовный рост (мировоззрение). Основная установка: любое сотрудничество так или иначе "катализирует" мое развитие.
-  Практические умения и навыки педагогического сотрудничества:
Формирование конструктивных форм общения Компетентность в решаемом вопросе, умение работать с информацией, аналитическая деятельность. Готовность к принятию и освоению новых технологий.
Личностное самосовершенствование субъектов совместной деятельности: 
ориентир на сотрудничество во всех сферах взаимодействия,  направленность на другого человека, владение технологией и  навыками критического мышления(анализ, обработка информации, вывод, принятие решения, действовать согласно ситуации в рамках СОтрудничества), терпимость к мнению коллег, корректное аргументирование своей позиции,  самообучение, саморазвитие, саморефлексия, сосредоточенность на самом процессе общения, а не на своих внутренних реакция. Умение сохранять спокойствие, чувство юмора. Тактичность, толерантнность, доброжелательность, самодостаточность. Основной навык: способность определить личную цель таким образом, чтобы, достигая общей цели, параллельно решать собственные профессиональные задачи (важно для педагога!).

    Планируемые результаты для участников МК:

  1. Поиск и обретение смысла продуктивного педагогического сотрудничества, (сотрудничество осмысленное, с пониманием : зачем оно делается, к какой цели ведет, какое намерение раскрывает – относительно меня, моих коллег, обучающихся, родителей; что является продуктом педагогического сотрудничества),повышение информационной культуры личности педагога.
  2. Теоретическое осмысление  практической стороны организации продуктивного педагогического сотрудничества: что оказывает влияние на организацию продуктивного педагогического сотрудничества с коллегами (обучающимися, родителями); с помощью каких последовательных актов (шагов) можно организовать продуктивное педагогическое сотрудничество с коллегами (обучающимися, родителями).
  3. Личностное самосовершенствование участников мастер-класса (приобретение стремления и инициативы в организации продуктивного педагогического сотрудничества; потребности поделиться информацией с другими людьми)
Критерии результативности мастер-класса: 

-  основной формой взаимодействия после установления контакта является сотрудничество
- участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересам обеих сторон

- установилось Позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают

направленное использование ресурсов трудов, группой людей на достижение определенных целей в контексте этой группы

- наблюдается стремление к согласованной, слаженной работе с людьми, готовность поддержать и оказать помощь участникам группы.





Уважаемые участники МК! Предлагаю высказать свое мнение по предложенным критериям продуктивного педагогического сотрудничества. Вносите свои предложения в таблицу "Мое мнение".






Вы можете связаться со мной по скайпу olgadwir, твиттер, электронной почте olga.dwir@yandeх.ru  

Комментариев нет:

Отправить комментарий