Притча "Лучший рассказ"
«Сегодня изучите обряд чайной
церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были
описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а
учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели
обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся
и спросил учеников о том, что они прочли.
- Вот что мы прочли о чае, напитке
богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с
гордостью сказал первый ученик.
- Бодхисаттва входит во дворец, –
это значит, положи чай в чайник, – добавил второй.
- Струя греет чайник, – это значит,
кипящей водой залей чайник, – подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали
учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не
сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и
напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, –
похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем,
что постиг важное правило: « Говори не о том, что прочел, а о том, что понял ».
- Учитель, но этот ученик вообще
ничего не говорил, – заметил кто-то.
Для того, чтобы организовать единое понимание обсуждаемых нами вопросов и наше сотрудничество было продуктивным, мне необходимо было обобщить уровень знаний участников МК по темам:
- Признаки продуктивного педагогического сотрудничества.
- Трудности, возникающие при организации продуктивного педагогического сотрудничества.
- Пути решения организации продуктивного педагогического сотрудничества.
- Профессиональные установки, навыки, социально-педагогические способности, личностно-профессиональные качества и умения, необходимые педагогу для продуктивного сотрудничества с коллегами (обучающимися, родителями).
Продуктивное педагогическое сотрудничество - это явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов
педагогического процесса ("педагог-педагог",
"педагог-обучающийся", "педагог-родитель"), с целью создания полезных вещей и в результате которой все стороны
получают ту или иную выгоду.
1. Совокупность, выявленных нами признаков продуктивного педагогического сотрудничества, я объединила в три критерия:
- Основные идеи продуктивного педагогического сотрудничества: понимание значимости каждого, свобода выбора
(наличие собственной точки зрения, открытость в суждениях), общность цели
взаимодействия и единства задач, диалогического размышления, каждый участник четко осознает "зачем" (вообще и лично для него), цель актуальна, результат востребован педагогическим сообществом, самоуважение,
взаимоуважение, дружественность и увлеченность совместным делом (однако
дружественность не должна нарушать статусные позиции), равноправный характер
позиций в общении, конструктивное разрешение межличностных противоречий, наличие позитивных межличностных отношений, понимание и взаимодополнение друг друга в работе...
- Практические умения и навыки педагогического сотрудничества: понимание психологии
другого человека, учет индивидуальных особенностей партнеров по сотрудничеству,
умение устанавливать психологический контакт с другим человеком и
поддерживать его (умение выслушать другого человека, умение выбрать нужную
интонацию, жесты, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к
каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения, умение
договариваться), создание обстановки коллективного познавательного поиска и раздумий, совместного
планирования деятельности, разделение функций, действий и операций между участниками совместной деятельности
- Личностное самосовершенствование субъектов совместной деятельности: развитие
личностных качеств (душевная отзывчивость, уважение и благодарность в общении, честность (верность)
принятым обязательствам, активность, инициативность, самостоятельность
в организации продуктивного сотрудничества), желание избежать конфликты, стремление к
сотрудничеству, потребности (поделиться информацией с
другими людьми, в
самообучении различным формам и
методам сотрудничества, саморазвитии качеств
личности, необходимых для совместной деятельности), сосредоточенность на самом
процессе общения, а не на своих внутренних реакциях….
Как следствие, выше перечисленных критериев -
наличие благоприятного психологического климата в отношениях между участниками
общения.
2. Трудности, возникающие при организации продуктивного педагогического сотрудничества, по основным критериям:
- Основные идеи продуктивного педагогического сотрудничества: неспособность «принять» ребенка, адекватно относиться к его индивидуальным особенностям,
игнорирование общей цели, непонимание участниками друг друга и себя (личные мотивы), целей и задач сотрудничества, в отсутствие в системе сотрудничества педагога с коллегами (родителями, обучающимися) взаимоСОдействия компонентов на получение фиксированного полезного результата.
- Практические умений и навыки педагогического сотрудничества: психологическая несовместимость, наличие черт характера, определяющих конфликтную личность (агрессивность, жесткость, самоуверенность и т.д.), отсутствие требуемых компетенций и ресурсов, отсутствие коммуникативной культуры, общей культуры, общение – дистанция (суть его в том, что во взаимоотношениях педагогов постоянно ощущается дистанция: я – знаю, вы – нет, я – говорю, вы – слушаете; часто такая дистанция ведет к формализации), ощущение коммуникативного барьера в общении (не слышат, не чувствуют твои переживания, не понимают); дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений; недостаточные знания в области психологии и педагогики, что препятствует эффективному планированию и целепостроению учебно-воспитательного процесса урока, выбору эффективных методов и приемов педагогических воздействий; неумение прийти к единому мнению, трудности в соотнесении результатов деятельности с целью
- Личностное самосовершенствование субъектов совместной деятельности: сосредоточенность на личном конкретном интересе, а не общая цель группы на первом месте, пассивность и безразличие к организации продуктивного сотрудничества, перебрасывание ответственности за свою ошибку на других, обособление личного опыта, профессиональное выгорание, эмоциональные трудности учителя при организации взаимодействия с учащимися; недостаток педагогического оптимизма; неспособность увидеть и адекватно оценить позитивные результаты собственной
педагогической работы, вследствие чего у учителя возникает ощущение
бессмысленности труда, снижается профессиональная мотивация и др.; желание быть правым, самоустраненность, толерантности, честолюбие, тщеславие, зависть, нездоровое соперничество...
3. Пути решения организации продуктивного педагогического сотрудничества:
- Основные идеи продуктивного педагогического сотрудничества:
Поиски и обретение смысла продуктивного педагогического сотрудничества. Сотрудничество осмысленное, с пониманием, зачем оно делается, к какой цели ведет, какое намерение раскрывает – относительно меня, моих коллег, обучающихся, родителей. Конструктивное определение цели с намеком на способ ее достижения: хотя бы примерный набор задач, которые необходимо решить. Если сотрудничество организуется в режиме кооперации, то "разделение труда" может быть основано на распределении задач. Сотрудничество может быть более эффективным, если его участники открыто сообщат о собственных мотивах.Тщательное продумывание и планирование, обсуждение и составление критериев оценивания деятельности, проверочные листы и листы контроля на каждом этапе сотрудничества. Ободрение и поддержка неуверенных и отстающих, составление индивидуальных маршрутов. Четкое определение конечного результата. Распределение ролей каждому участнику. Организация стимулирования.
Идеи педагогики сотрудничества: равные возможности для участников, идея трудной цели, идея свободного выбора, идея самоанализа, индивидуально-личностного подхода и др.
Рейтинговая система
оценивания практического вклада в сотрудничество, коллективно разработанные
критерии модели взаимоотношений внутри профессионального социума, регулярное
повышение профессиональной квалификации, основанное на свободе выбора
индивидуального образовательного маршрута. Взаимопомощь и бережное отношение к
вставшим на путь совершенствования.
- Практические умения и навыки педагогического сотрудничества:
Моделирование системы контекстных лекций и семинаров, мастер-классов как в системе повышения квалификации, так и посредством приглашения специалистов в школу на педагогические советы, а также организации специальных курсов в вузах.
Внедрение системы индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам методики обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья, способов распознавания и учета их индивидуальных особенностей и трудностей.Целенаправленное обучение учителей способам диагностики сложностей в развитии учащихся. Методическое обеспечение внеклассной и внешкольной воспитательной работы учителя. Помощь учителю в организации педагогического взаимодействия с родителями учащихся, что предполагает и психологическую, и методическую подготовку. Технический аспект организации не менее важен, поскольку вся наша деятельность опосредована. Если речь о сотрудничестве в сети, то необходимо как можно точнее договориться о пространстве для взаимодействия, инструментах и "архитектуре" участия (общие сценарии работы, протокол участия). Полезно также предоставлять инструкцию по "включению в работу" (где зарегистрироваться, какую программу установить, как оформлять документы и т. п.).
- Личностное самосовершенствование субъектов совместной деятельности:
Индивидуальная психологическая помощь учителю со стороны психологов, направленная на противодействие эмоциональному выгоранию. Воспитание индивидуальной ответственности.
Высокий уровень профессиональной и общечеловеческой культуры. Мотивация на получение конечного продукта.
Развитие эмпатии у педагогов, обучающихся, родителей.
4. Профессиональные установки, навыки, социально-педагогические способности, личностно-профессиональные качества и умения, необходимые педагогу для продуктивного сотрудничества с коллегами (обучающимися, родителями).
- Основные идеи продуктивного педагогического сотрудничества:
Открытость и доверие к другому, знание принципов
сотрудничества, коммуникативная культура технологическая
компетентность, искренность в отношениях, понимание, принятие другого во всем его многообразии,
открытость к точке зрения партнера, сознательное присоединение к целям и
задачам партнера, выражение солидарности, поддержки, согласованности,
честность (верность) принятым обязательствам… Готовность принять факт о
необходимости повышения своего личностного и профессионального уровня, и
приступить к реализации данной задачи. Соответствие слова и дела. Непрерывное самообразование, духовный рост (мировоззрение). Основная установка: любое сотрудничество так или иначе "катализирует" мое развитие.
- Практические умения и навыки педагогического сотрудничества:
Формирование конструктивных форм общения Компетентность в решаемом вопросе, умение работать с информацией, аналитическая деятельность. Готовность к принятию и освоению новых технологий.
- Личностное самосовершенствование субъектов совместной
деятельности:
ориентир на сотрудничество во всех сферах взаимодействия, направленность на другого человека, владение
технологией и навыками критического мышления(анализ, обработка
информации, вывод, принятие решения, действовать согласно ситуации в рамках
СОтрудничества), терпимость к мнению коллег, корректное аргументирование своей
позиции, самообучение, саморазвитие,
саморефлексия, сосредоточенность на самом процессе общения, а не на
своих внутренних реакция. Умение сохранять спокойствие, чувство юмора. Тактичность, толерантнность, доброжелательность, самодостаточность. Основной навык: способность определить личную цель таким образом, чтобы, достигая общей цели, параллельно решать собственные профессиональные задачи (важно для педагога!).
Планируемые результаты для участников МК:
- Поиск и обретение смысла продуктивного педагогического сотрудничества, (сотрудничество осмысленное, с пониманием : зачем оно делается, к какой цели ведет, какое намерение раскрывает – относительно меня, моих коллег, обучающихся, родителей; что является продуктом педагогического сотрудничества),повышение информационной культуры личности педагога.
- Теоретическое осмысление практической стороны организации продуктивного педагогического сотрудничества: что оказывает влияние на организацию продуктивного педагогического сотрудничества с коллегами (обучающимися, родителями); с помощью каких последовательных актов (шагов) можно организовать продуктивное педагогическое сотрудничество с коллегами (обучающимися, родителями).
- Личностное самосовершенствование участников мастер-класса (приобретение стремления и инициативы в организации продуктивного педагогического сотрудничества; потребности поделиться информацией с другими людьми)
Критерии результативности мастер-класса:
- основной формой взаимодействия после установления контакта является сотрудничество
- участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересам обеих сторон
- участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересам обеих сторон
- установилось Позитивное взаимодействие,
в котором цели и интересы участников совпадают
- направленное использование ресурсов трудов,
группой людей на достижение определенных целей в контексте этой группы
- наблюдается стремление к согласованной,
слаженной работе с людьми, готовность поддержать и оказать помощь участникам
группы.
Уважаемые участники МК! Предлагаю высказать свое мнение по предложенным критериям продуктивного педагогического сотрудничества. Вносите свои предложения в таблицу "Мое мнение".
Вы можете связаться со мной по скайпу olgadwir, твиттер, электронной почте olga.dwir@yandeх.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий